Как пояснил глава минпромторга Денис Мантуров, если документ будет принят, покупатели электромобилей смогут получить скидку в 25% от стоимости, но не более 625 тысяч рублей. При этом ограничений по стоимости машин для участия в программе не будет.
"Этот шаг - логичное продолжение государственной политики, направленной на стимулирование производства и спроса на транспорт с низким углеродным следом", - сказал Мантуров.
Кроме того, предлагается расширить категории граждан, которые смогут участвовать в программе, добавив к списку работников учреждений государственной системы образования. Сейчас льготой имеют право воспользоваться россияне, приобретающие свой первый автомобиль, семьи с детьми, сотрудники государственных медучреждений и владельцы, сдающие автомобиль старше шести лет в трейд-ин, при условии, что он был в собственности больше года.
Во втором документе речь идет о расширении программы льготного лизинга. Предлагается дополнить перечень субсидируемой техники электромобилями с предоставлением скидки в 25% от стоимости, но не более 625 тысяч рублей.
Для обеих программ действуют некоторые ограничения, например, электромобили должны быть произведены в России по специальному инвестиционному контракту.
Аналитик рабочей группы "Автонет" Национальной технологической инициативы (НТИ) Денис Пилипишин считает, что предлагаемые минпромторгом меры позитивно отразятся на рынке электромобилей в России. "Цена электромобиля, как правило, значительно выше, чем бензиновой машины того же класса, инструменты, которые помогают сблизить эти две цены, конечно, окажутся весьма полезными и своевременными", - отмечает эксперт. По его словам, по этому пути идут многие страны - в Германии субсидия покупателю может достигать 9 тысяч евро, а во Франции - 7 тысяч евро.
При этом аналитик считает необходимыми не только ценовые стимулы, но и развитие инфраструктуры для подобного транспорта. "Электромобиль нужно не только купить, но и заряжать, причем регулярно, удобно и быстро. В Европе эта проблема частично разрешается за счет того, что значительная доля населения живет в собственных домах. Две трети всех зарядок происходят частными образом - человек приезжает с работы и ставит автомобиль на зарядку на ночь в гараже, пользуясь самым дешевым тарифом", - отметил он, подчеркнув, что в России европейский подход может не сработать - в крупных городах основная часть населения живет в многоквартирных домах, где вечером даже парковку найти проблематично.
"Важный момент - зарядная инфраструктура должна строиться не только в городах. Россия - страна большая, и дальние поездки - не редкость. Многие семьи привыкли ездить летом на машине на море. Но захотят ли они покупать электромобиль - пусть даже очень дешевый, - если от привычной поездки на море придется отказаться, так как неизвестно, удастся ли вовремя подзаряжаться по пути?" - подчеркнул Пилипишин.
О необходимости развивать меры поддержки для рынка электромобилей говорит и аналитик Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов. "У нас на рынке имеется по сути дела всего одна модель внутреннего производства - легкий коммерческий грузовик GAZelle e-NN. Российские проекты по выпуску легковых электромобилей все еще находятся на стадии опытно-промышленных образцов, а иностранные концерны пока не рассматривали Россию в качестве потенциальной локации для сборки электромобилей", - подчеркивает он.
По мнению эксперта, программа поддержки должна включать в себя не только стимулирование спроса, но и выделение средств на развитие производства автокомпонентов для новой техники. Особый акцент следует сделать как раз на развитии инфраструктуры в виде станций по зарядке и замене батарей. Немалое значение имеют и дополнительные преференции для автовладельцев (льготные условия парковки, уплаты налога и так далее).
До конца года в Тольятти должна быть запущена сборка автомобилей Zetta, стоимость которой в базовой комплектации составит 550 тысяч рублей. Концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей" сообщил о работе над гибридным автомобилем с рабочим названием E-NEVA, который будет доступен и для гражданского использования. Как отмечает РБК, автомобиль получит сразу две комплектации топливной системы: газовый автомобиль с электропередачей (запас хода на одной заправке - более тысячи километров) и электрогазомобиль с 52-литровой газовой топливной системой и аккумуляторной батареей емкостью 70 кВт (запас хода - 810 км).
Пока на российском рынке новых электрокаров лидируют премиальные модели - Porsche, Audi и Jaguar, цены на которые составляют 6-7 млн рублей.
По данным аналитического агентства "Автостат", за пять месяцев 2021 года в России было продано 650 новых электромобилей. За тот же период прошлого года было продано всего 92 устройства, рост составил более 600%.