21.09.2021 15:57
Общество

Как юный помощник повара из Дагестана стал ресторатором и фудблогером

Текст:  Тимур Алиев (Дагестан)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №215 (8566)
Заняться любимым делом в 18 лет и добиться успеха - миф или реальность? Дагестанский предприниматель Мухаммад Муртузалиев рассказал корреспонденту "РГ", как за девять лет он прошел путь от юного помощника повара до крупного ресторатора.
Читать на сайте RG.RU
Как жители Ростовской области зарабатывают в интернете

Его бизнес-история началась в 2012 году. После окончания школы Мухаммад решил искать работу. Отец его был строителем, мать - учителем информатики. Поработав некоторое время на стройплощадке, Мухаммад понял, что это не для него.

- Однажды на улице я увидел вывеску японского кафе. Вспомнил, как мой друг, устроившийся туда поваром, рассказывал, что получает неплохие деньги. Решил тоже попробовать. Подошел к владельцу, сказал, что хочу и смогу работать. Он задал несколько вопросов, и на следующий день я стал помощником повара, - улыбается Мухаммад.

Естественно, готовку молодому сотруднику никто не доверил. Он чистил овощи, выполнял мелкие поручения, а сам следил за поварами.

- Я фиксировал каждую деталь в приготовлении блюд. Потом приходил домой, смотрел в интернете видеоролики шеф-поваров со всего мира, где они рассказывали о своих секретах. Тогда же осознал, что настоящий шеф должен знать историю ингредиентов, понимать, что с чем сочетается. Это целый океан знаний, - вспоминает Муртузалиев.

Когда юноша прошел в японском кафе стажировку, ему предложили место повара. Но, как говорит предприниматель, ему хотелось набраться нового опыта, а для этого нужно было попробовать свои силы в разных заведениях, что он и сделал. Следующим этапом стало освоение азов управленческой деятельности - Мухаммад устроился администратором сети кофеен. А вот открыть собственное дело он решил в 2015-м.

Какие рестораны могут попасть в гид Michelin

- Живя в Каспийске, каждый день ездил на работу в Махачкалу. Как-то приехал домой вечером, чувствую, проголодался. Решил заказать роллы, но они оказались невысокого качества. И тогда я понял, что у нас практически нет доставки качественных блюд. Моего же опыта и знаний на тот момент хватало, чтобы создать свой сервис доставки, - продолжает Мухаммад.

Начальный капитал будущего коммерсанта составлял 75 тысяч рублей. Он арендовал небольшое помещение и приступил к работе. Было трудно - вырученных с первых продаж средств порой не хватало на закупку продуктов.

- Я изучал аудиторию, пытался понять, кто в основном заказывает доставку еды. Ходил в магазины, парикмахерские, оставлял визитки и рассказывал про свой бизнес. Готовил и развозил заказы сам. Когда их количество выросло, на подмогу пришла сестра, потом дядя. Создали аккаунт в Instagram. Через несколько месяцев дела пошли лучше, и я взял в аренду более просторное помещение, - рассказывает Муртузалиев.

Благодаря рекламе в соцсетях бизнес стал успешным, и через некоторое время в штате у Мухаммада появились повара. И сейчас его сервис доставки еды - один из самых популярных в Каспийске. Причем предприниматель организовал собственную курьерскую службу. Отведать блюда японской и кавказской кухни можно и в самом ресторане.

Одно время Мухаммад подумывал расширить бизнес и открыл еще одно заведение в Махачкале. Но локация оказалась неудачной - помещение бывшего кафе находилось возле одного из крупных рынков. Ежедневные гигантские пробки создавали проблемы для курьеров, не успевающих доставлять еду вовремя. Поэтому от бизнеса в столице Дагестана пришлось отказаться.

В каких российских городах живет больше всего блогеров

Благодаря налаженному делу у него появилось свободное время, которое он тоже тратит на кулинарию. Своими рецептами приготовления оригинальных блюд на мангале Мухаммад делится на канале в YouTube, чтобы у подписчиков буквально потекли слюнки во время просмотра. Он взял в штат оператора, открыл свою мини-студию для монтажа. У его блога уже около 300 тысяч подписчиков, ролики набирают миллионы просмотров. Это позволяет привлекать рекламодателей и, соответственно, получать дополнительный доход.

Но повар не просто готовит блюда, он приглашает к себе людей самых разных профессий. Получается программа "Смак" на дагестанский лад, которая привлекает еще больше клиентов.

- Такой пиар нужен для продвижения бизнеса, - считает Мухаммад. - К тому же во время съемок я готовлю с особенным удовольствием, для души.

Сейчас бизнесмену 27 лет. Но главные кулинарные вершины, по его словам, у него еще впереди.

Образ жизни Махачкала Юг России