И речь здесь идет не только о предстоящем в декабре концертном туре по 10 городам нашей страны, но и об издании мемуаров маэстро, выпуске нового микс-альбома и возможной подготовке саундтрека к художественному фильму, который впервые в мире будут снимать в космосе. Обо всем этом, а также о том, почему он хочет стать космическим туристом вместе с "Роскосмосом", а не с Илоном Маском, своих взглядах на геополитику, неоднозначные тенденции общественной жизни в Европе и многом другом 68-летний месье Маруани специально для читателей "РГ" рассказал в ходе прошедшего у нас "Делового завтрака".
Господин Маруани! В вашу честь российским ученым названа планета (находится в Главном поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера). Как вы к этому относитесь?
Дидье Маруани: На самом деле я в это не верю до сих пор (смеется). Это настолько волшебно! Эта планета была открыта в 2009 году российским астрономом Тимуром Крячко. Он открыл эту планету, и потом направил соответствующие документы в Международный институт астрономии. А спустя 12 лет, после того как была локализована орбита этой планеты, к нему вернулись представители Международного института астрономии и сказали: присвойте, пожалуйста, имя этой планете. Господин Крячко предложил назвать эту планету в мою честь, потому что он любил мою музыку и ценил ее. Он знал все, что я делал в плане контактов с "Главкосмосом", а потом и с "Роскосмосом". Знал, что мои диски были направлены на станцию "Мир" (в 1988 году пластинка со вторым сольным альбомом исполнителя Space Opera побывала на борту советской орбитальной станции. - Прим. "РГ"). Был в курсе, что я писал господину Горбачеву в самый разгар "холодной" войны. Знал, что в записи альбома Space-Opera участвовал Ансамбль песни и пляски имени Александрова и хор Гарвардского университета.
Международный институт астрономии связался со мной и сообщил, что спустя 12 лет в мою честь названа планета. Они это одобрили и официально прислали мне полное название этой планеты. Это какое-то сумасшествие!. В Центре космонавтики и авиации на ВДНХ, французскому композитору вручили официальный сертификат, подтверждающий, что планета названа в честь Дидье Маруани - Прим. "РГ").
Как известно, в наши дни очень быстро развивается индустрия космического туризма. Не исключаете, что также можете попробовать покинуть атмосферу Земли и лично приобщиться к космосу?
Дидье Маруани: Конечно же, ведь это детская мечта! Space будет в спейсе (в переводе с англ. "космос". - Прим. "РГ"). У меня есть идея совместного проекта с российским режиссером Климом Шипенко, который 5 октября отправляется вместе с известной актрисой Юлией Пересильд в космос, чтобы впервые в мире снять там художественный фильм. Они уже шесть месяцев тренируются как настоящие космонавты. Не исключено, что я напишу саундтрек к этому фильму или будут использованы мои старые композиции.
Опубликованы фото финальных тренировок экипажа фильма "Вызов" на БайконуреПоэтому, если однажды мне предложат потренироваться, чтобы потом отправиться в космос, я буду этому очень рад. Поэтому я обращаюсь к "Роскосмосу": я жду вас! Я бы предпочел все-таки отправиться в качестве космического туриста по линии "Роскосмоса", а не по линии Илона Маска (смеется).
Когда в Советском Союзе "Спейс" хотела выступить на Красной площади, вам говорили: вы что, с Луны свалились? Но потом, в одном из интервью, вы рассказывали, как вам подарили участок на Луне. Не планируете ли вы выставить его на продажу? Ведь за кусок Луны, принадлежавший Дидье Маруани, заплатили бы хорошую цену...
Дидье Маруани: Нет, я сохраню этот участок как потрясающий сувенир для себя. Раз уж вы затронули тему концертов, скажу следующее: я еще до 1983 года, до своего первого турне с гастролями в СССР, с тогдашним советским первым заместителем министра культуры говорил о том, что я не хочу играть исключительно для советской номенклатуры. (Юрий Барабаш в 1977-1983 годах был первым заместителем министра культуры СССР. - Прим. "РГ"). Я ему сказал, что хотел после восьми официальных концертов на Олимпийском стадионе сделать еще бесплатный концерт для москвичей на Красной площади. Но господин Барабаш ответил мне: "Месье Маруани, мы откроем для вас гигантский Олимпийский зал в Ленинграде. Но только никогда не думайте - это невозможно - что вы сможете дать концерт на Красной площади. Вы знаете, кто находится за той дверью в Мавзолее, кто там покоится?" Я говорю: "Конечно, господин министр". А он мне: "Выбросите это из головы, не думайте о том, что когда-либо это будет возможным".
Насколько я знаю, тогда с моим турне возникли большие проблемы. Юрий Андропов, когда выступал с трибуны, сказал: осторожно, идет вторжение европейской культуры. И господин Барабаш испугался, он подумал, что это высказывание относится к турне 1983 года группы Space. В течение 4-5 дней мы боялись и не знали, отменят наше турне в CCCР или нет. Этот вопрос решался на самом высоком уровне. Советский посол в Париже получил телекс, где было сказано - надо остановить турне. Но дипломаты ответили так: у Space сейчас самый разгар репетиций, мы не знаем, где они находятся, и не можем это сделать. Надо признать, что, ответив так, советский посол в Париже взял на себя огромный риск. И наше турне состоялось. Оно стало не только музыкальным, но и социальным феноменом. И сегодня мне везет в том, что на моих концертах среди публики представлено уже три поколения россиян. А это очень редко бывает с артистами.
Второй мой большой тур в вашу страну состоялся в 1991 году. У меня была возможность встретиться с господином (Юрием) Лужковым. Я ему сказал: 21 июня во всем мире отмечают Всемирный день музыки, почему бы не отметить это и в СССР? Я хотел бы, чтобы это было сделано группой Space. А он мне ответил: вы получите разрешение.
В детстве вы хотели повстречаться с инопланетянами. Если бы вы их встретили сейчас, в зрелом возрасте, чтобы вы им сказали?
Дидье Маруани: Я бы им сказал - мы идем к вам. Все войны похоронены, войн больше нет. На самом деле, именно с таким посланием обратилась группа Space, когда в 1987 году запустила в космическое пространство диск с альбомом Space-Opera с проигрывателем и двумя колонками. Это был такой дружеский жест в отношении СССР, в отношении Америки, в отношении всего мира.
В одном из интервью вы говорили: мои ноги на Земле, а голова в звездах. Что вы имели в виду?
Дидье Маруани: Есть артисты, которые, продав миллион дисков или два миллиона дисков, больше не являются нормальными людьми. Они просто витают где-то в других пространствах. Мне повезло в том, что я, продав миллионы дисков, себе сказал: я всегда буду сохранять ноги на Земле, несмотря на то, что голова моя будет витать в звездах.
Вы рассказывали о том, что помогли своему старшему сыну Себастьяну сделать предложение невесте. Он вас просил об этом, или это была импровизация?
Дидье Маруани: Это было в разгар моего турне в Киеве. Я выступал во Дворце Украины. Ко мне подошел Себастьян и сказал: слушай, я бы хотел сделать предложение своей невесте. К тому времени я знал ее уже четыре года. Я ответил Себастьяну: ты должен будешь в какой-то момент во время концерта выйти из-за кулис и сказать: дорогая, прошу стать тебя моей женой. И он сделал предложение своей невесте перед переполненным залом. Он попросил свою невесту подняться на сцену. Им устроили потрясающую овацию. И на следующий день на первых страницах прессы фигурировала не группа Space, а именно мой сын с невестой. Главной темой было предложение руки с сердца, которое сделал сын лидера группы Space своей невесте. Это останется потрясающим воспоминанием и для них, и для меня, и для всех, кто это видел.
Шарль Азнавур в возрасте 90 лет выступал с двухчасовым концертом в Москве в Крокус Сити Холле. Это было 22 апреля 2015 года. А вы задумывались когда-нибудь над тем, когда стоит уходить со сцены?
Дидье Маруани: Мне повезло в том, что физически я нахожусь в отличной форме. Я правда не пою, а просто исполняю музыку. И пока мои пальцы позволяют это делать, пока они будут достаточно ловкими, чтобы попадать в правильные ноты, я продолжу играть и выступать. Мы много даем публике, и я очень уважаю свою аудиторию. Но публика дает нам в десять раз больше. Поэтому если здоровье позволит, то я буду продолжать выступления.
На заре группы Space вы выступали в космических шлемах. Какова дальнейшая судьба этого реквизита, ставшего уже историческим?
Дидье Маруани: Эти шлемы у меня дома. Однажды французский астроном, ее зовут Элизабет Тесье, попросила меня написать заставку для телепрограммы. Я согласился. Тогда я купил свой первый синтезатор. Вернулся домой, какой-то звук там себе выставил, потому что я еще плохо знал тогда синтезаторы. Тем не менее за два часа я наладил звук. И за пять минут я написал Magic Fly. Эта музыка не стала заставкой, потому что телевизионная программа так и не была запущена. Но так родился хит Magic Fly. Я тогда еще выступал как певец, у меня был контракт с очень крупной компанией грамзаписи. Мой продюсер пошел к руководству этой компании и сказал: послушайте, это новый Дидье Маруани. Он имел в виду, что я отказался от карьеры певца и стал музыкантом. В компании послушали Magic Fly и сказали: мы никогда не будем выпускать диск с этим. Это никогда не сработает.
Но я тогда сказал своим продюсерам: эта музыка будет выпущена, но не под именем Дидье Маруани. Я возьму себе в компанию трех музыкантов, мы создадим группу. Назовем ее Space. И мы наденем комбинезоны космонавтов. Благодаря этим шлемам пресса не сможет меня узнать.
Я нашел людей, у которых можно было купить такие шлемы. Мы на них нанесли логотип Space. И знаете - запись группы с композицией Magic Fly, исполняемой в скафандрах, пользовалась феноменальным успехом. Впервые наша французская группа заняла первое место в мировых хит-парадах. Особенно композицию полюбили в США.
Вы родились 14 июля, в день взятия Бастилии. Не считаете ли вы, что в этом причина вашей революционности в музыке? А по жизни вы революционер?
Дидье Маруани: Я не революционер. Я за справедливость. Стараюсь помочь, понять людей. Может быть, из меня получился бы хороший политик. Потому что очень немного политиков в мире, которые интересуются так, как я судьбой простых людей. Конечно, именно в таком духе я постарался воспитать своих детей и передать им свое отношение к людям. Я очень рад, что родился 14 июля, но произошло это не во Франции, а в Монако.
Во время пандемии многие артисты в России оказались без доходов на протяжении долгого времени. Возникла дискуссия о том, не оказать ли государству помощь артистам. Как с этим обстояло дело во Франции?
Дидье Маруани: Министерство культуры оказало огромную помощь актерам и музыкантам Франции. Я знаю, что много русских артистов не имели возможности работать в течение года, а то и больше. Я очень надеюсь, что мое турне по России в декабре осуществится. Думаю, если это произойдет, это также поможет и российским артистам возобновить концертную деятельность.
В интернете нет упоминаний ни об одной написанной вами книге. Хотя вам есть что вспомнить о временах, когда вы работали на разогреве у певца Джо Дассена, встречались с художником Сальвадором Дали. Многие звезды сегодня с удовольствием предаются воспоминаниям, причем порой весьма скандальным, потому что за это хорошо платят. Как вы относитесь к идее создания такой книги?
Дидье Маруани: Сам я не могу написать книгу. Но сейчас у меня есть проект по изданию, можно сказать, автобиографической книги, которую напишет настоящий писатель. Но это будет сделано не для того, чтобы заработать деньги. Это будет сделано, прежде всего, для фанатов группы Space, для всех людей, которые меня знают, чтобы рассказать им о всех тех приключениях, которые со мной случились за эти сорок четыре года на сцене. В Москве я встречусь в этой связи с крупным издателем. Мы обсудим с ним проект издания книги, которая может выйти на русском языке. А потом мы могли бы перевести ее на английский язык.
Кто будет помогать вам писать?
Дидье Маруани: Это французский писатель, который одновременно является моим близким другом на протяжении сорока лет. Этот человек уже был отмечен премией издателей во Франции три-четыре года назад. Он очень хороший писатель.
В своих прежних интервью вы говорили о том, что вас вдохновляет все то, что лежит вне политики. Ваши взгляды не изменились?
Дидье Маруани: Нет. Я считаю, что политика важна и она позволяет встречаться с людьми. Потому что очень много людей, я имею в виду политиков, которых просят о встрече со мной. Я готов с ними встречаться. Но никогда я не буду призывать своих фанатов и связывать свое имя с тем, чтобы агитировать за кого-то голосовать, поддерживать какую-либо партию. Конечно, у меня есть свои политические взгляды, но я практически никогда не говорю о своих политических взглядах. Если только, может, какие-то байки, связанные с моими встречами с политиками. Об этом я рассказываю.
Уже пять-шесть лет я стараюсь не примешивать политику к своей музыке. Я выступаю везде: на Украине, в России, в Казахстане, Грузии. И вскоре грядет обширное турне - от Москвы до Владивостока. Я очень надеюсь, что Санкт-Петербург даст добро на проведение концерта, потому что у меня очень много фанатов в этом городе. И последний концерт, который я там давал, прошел просто потрясающе. В одном можно быть уверенным наверняка - 25 декабря, когда западный мир будет отмечать Рождество, я намереваюсь дать концерт в России.
Вы живете практически в самом центре Европы. Нравится ли вам проект "Единая Европа" в его нынешнем виде, когда страны теряют национальную самобытность и происходит унификация культуры?
Дидье Маруани: Я бы не употреблял термин "унификация культуры". Я считаю в целом, что единая Европа очень важна. Повторю то, что говорил мой отец 20 или 25 лет назад: Европа - это очень хорошо, но проблема в том, что в ней начали строить крышу до того, как построили стены. Например, на уровне экономики.
Очень важно, чтобы в каждой европейской стране была одна и та же налоговая система. Если сейчас мне нужно открыть свою компанию, то я не буду этого делать во Франции. У меня уже есть там одна компания. Если я захочу создать вторую компанию, тогда я поеду в Португалию. Потому что в Португалии, которая также входит в единую Европу, платят десять процентов налогов. А во Франции - 35. Это ненормально. Я считаю, что Европе очень важно, чтобы были приняты единые для всех стран решения по налогам. Европа - это же целый континент, как США. По важнейшим вопросам Европа должна объединиться, чтобы быть конкурентоспособной. Нужно, чтобы все накопленное Европой, - ноу-хау, технологии, сверхскоростные поезда, сверхзвуковые самолеты, могло выгодно продаваться. Для того чтобы не возникало таких ситуаций, которые возникли у Франции, которая собиралась продать Австралии двенадцать подлодок, а сейчас этот заказ внезапно ушел к Америке.
Американцы нас, французов, кинули, хотя они являются нашим союзником более сорока лет. К сожалению, в политике деньги всегда играют важную роль. У американцев есть такая тенденция - забывать о своих друзьях, как только речь идет о том, чтобы заработать денег.
Не собираетесь ли, как, например, Жерар Депардье, получить российское гражданство?
Дидье Маруани: Я считаю, что в жизни у нас есть только одна национальность. В какой-то момент, это мое личное мнение, менять на каком-то этапе, в каком-то возрасте эту национальность как-то странно. Единственную национальность, которую я бы согласился принять, - гражданство Монако, все-таки я 15 лет жил в Монако. Я бы с удовольствием получил гражданство Монако, потому что у меня там лучшие друзья детства. Мы по-прежнему с ними общаемся, мы с ними росли.
Ваша жена ливанка. А как насчет ливанского гражданства?
Дидье Маруани: Нет. Согласен стать только монегаском. Тем более я близко дружу с принцем Альбером.
Монако известно как место, где сосредоточено много казино. Вы любите поиграть на рулетке? Любите риск?
Дидье Маруани: Расскажу забавную историю. Это произошло в казино Монако. Было так. Раньше всякий раз, когда я шел в казино, я выигрывал. Но 10 или 12 лет назад я решил больше не ходить в казино. Потому что решил, что это может быть опасным. И вот пять или шесть лет назад подруга моей жены умоляла меня: пойдем сходим в казино. Я отвечаю, что больше в казино не хожу. Но вы же знаете женщин. Я не смог сопротивляться, и мы пошли в казино. Я зашел туда, подошел к рулетке и поставил на 14/17. Объявляют: ставок больше нет. И вдруг я слышу - победила ставка на 14/17. Я выиграл. Взял жетоны, пошел забирать выигрыш в кассу. Они дали мне деньги, большие деньги, и я ушел. Невероятно, спустя семь лет, как я завязал с казино, я впервые туда вошел после такого перерыва и выиграл много денег.
Случалось ли вам крупно проигрываться?
Дидье Маруани: Нет. Я очень редко проигрывал. И это было опасно: всякий раз, когда я приходил в казино, всегда выигрывал. Почему я выбрал 14/17? Потому что я рожден 14 июля, а 17 - это мое счастливое число. Как в любви, так и в играх, надо уметь хранить верность.
Сегодня в европейском обществе происходят серьезные изменения. Появилось такое понятие как "средний пол", дети получили право самостоятельно выбирать, кем они хотят быть - мужчинами или женщинами. Как вы, отец трех детей, относитесь к такого рода переменам?
Дидье Маруани: Я бы поправил: мы не позволяем детям выбирать свой пол. Мы просто позволяем им выбрать сексуальность, которая им близка. Есть очень известная фраза: наши дети нам не принадлежат. Поэтому могу сказать: я толерантен в отношении сексуальности каждого. Меня это не шокирует.
C другой стороны, в обществе, в том числе европейском, сейчас происходят огромные изменения. Скоро Германия должна будет принять миллион афганских беженцев. Им нужно находить работу, нужно их воспитывать, нужно их лечить. У них другая культура, другая религия. Все это трудно принять. Я считаю, что западные страны должны оказывать гуманитарную помощь беженцам. Но нельзя принимать такие цифры - один миллион, два миллиона. Это слишком. Трудно управлять таким потоком.
Но есть немало примеров, когда профессионализм ставится ниже толерантности. Британская оперная группа уволила половину белых музыкантов, чтобы взять на их место людей другого пола и цвета кожи. Или другой пример: музей Дрездена переименовал картины старых мастеров, чтобы у них были более политкорректные названия. Что вы думаете об этой тенденции?
Дидье Маруани: Любой экстремизм ужасен. С одной стороны, надо все-таки открывать дверь. Но делать это надо потихоньку, постепенно. Я счел бы смехотворным, если бы вдруг кто-то попытался дать новое название книгам Достоевского, чтобы эти названия звучали более демократично. Почему бы тогда не переименовать творчество Шопена? Я считаю это смешным.
О Москве, борще, грибах и ренессансе винила
В своей жизни вы бывали в СССР, а теперь ездите в Россию. Как бы вы описали наших граждан того и нынешнего времени? В чем их отличие друг от друга?
Маруани: Мне очень повезло в том, что мне удалось следить за эволюцией России, в том числе ее экономикой день за днем. Путь к демократии очень труден. Я считаю, что в СССР и в России это произошло очень удачно. Поэтому я считаю, что европейцы должны проявлять терпение по отношению к русским. Еще раз хочу повторить, мне очень повезло в том, что у меня была возможность самому наблюдать за эволюцией вашей страны.
Понятно, что многое зависит от конкретного правительства. Кто-то делает больше, кто-то делает меньше для людей, которые страдают, которым нечего есть, которые больны. Тем более сейчас, когда мы все переживаем период пандемии. Все становятся жертвами этой пандемии. На самом деле я это могу сравнить с Третьей мировой войной, которая ведется не военными средствами. И моя просьба не политическая, а вполне себе гуманитарная. Просьба простая - вакцинируйтесь! Невозможно выйти из этой пандемии без вакцины. Надо прививаться. Но вакцинируйтесь не только для себя, но и для миллиардов других людей, которые живут в этом мире.
Конечно, можно было бы вашу вакцину назвать не "Спутник V", а "Спейс". И тогда все мои фанаты точно пошли бы прививаться (смеется).
Есть ли у вас в Москве любимые места?
Маруани: Например, очень люблю посещать рыбный ресторан своего друга. Он также родом из Туниса, как и мой отец. Его зовут Меди Дус, а его ресторан расположен на Бульварном кольце. Два раза в неделю ему привозят из Туниса свежую рыбу. Даже во Франции мы не имеем возможности отведать в ресторане рыбу, которая была выловлена за два дня до этого.
Борщ обожаю. Я люблю кухню народов СССР. Обожаю узбекскую кухню. Очень люблю один узбекский ресторан в Москве, там просто гениально готовят, и очень приятный антураж. Я сам тоже немножко готовлю. И обожаю вкусно покушать. Всякий раз, когда у меня есть возможность открыть для себя новый ресторан, будь то русский ресторан, китайский, японский, я всегда это делаю.
Вы готовите сами? Хватает на это времени?
Маруани: Я нахожу время. Я передал свои рецепты человеку, который работает у меня дома над этим. Могу вам сказать, что этот человек темнокожий, родом из Буркина-Фасо. Он уже 25 лет готовит у меня дома. Поэтому я передал ему свои рецепты.
Есть ли у вас хобби - рыбалка, охота, походы за грибами?
Маруани: Я обожаю есть грибы. Обожаю футбол. Обожаю кино. Стараюсь делать так, чтобы у меня было очень много развлечений. Хотя у меня не так много времени, чтобы предаваться им. Но я стараюсь. Я обожаю теннис. После просмотра матча Открытого чемпионата США Джокович - Медведев я поздравил Медведева, потому что, будучи второй ракеткой, победить в таком финале первую ракетку мира, браво! Могу сказать, что моя родная тетя, ее зовут Эти Маруани, чемпионка Франции по теннису в категории 80 лет.
В нашей беседе невозможно обойтись без сугубо музыкальных вопросов. Как вы относитесь к ренессансу аналоговых синтезаторов?
Маруани: Конечно, те синтезаторы, на которых мы играли свою музыку в 70-е годы, были аналоговыми. Потом уже производители аналоговых синтезаторов перешли к производству цифровых. Но постепенно мы, музыканты, которые играли на синтезаторах, заметили, что в цифровом звуке чего-то не хватает. Не хватало каких-то резонансов, каких-то частот. Отсюда идет некий ренессанс винила, который сейчас хорошо продается.
Сейчас я работаю над новым альбомом группы Space. Он выйдет в декабре. И там будет смесь цифровых и аналоговых звуков. У нас есть аналоговые музыкальные библиотеки. Мы пользуемся настоящими аналоговыми синтезаторами. Новый альбом выйдет как в традиционном формате CD, так и на виниле.