30.09.2021 09:29
Омск

Почему в Сибири растет число жалоб на страховые компании

Текст:  Светлана Сибина (Омск)
Российская газета - Экономика Сибири: №224 (8575)
По данным Всероссийского союза страховщиков, рынок страховых услуг восстанавливается и в отдельных сегментах достигнет допандемийных значений уже в этом году. Он также становится более прозрачным и понятным. Но согласны ли с этим владельцы полисов? На вопросы корреспондента "РГ" ответил руководитель омской областной общественной организации "Общество по защите прав потребителей в сфере страхования" Игорь Пушкарь.
Читать на сайте RG.RU

Игорь Владимирович, становится ли рынок страхования цивилизованнее?

Сколько раз могут оштрафовать за езду без полиса ОСАГО

Игорь Пушкарь: Эта сфера, возможно, совершенствуется, и добросовестных компаний становиться больше. Но мне трудно об этом судить, поскольку к нам люди идут не с благодарностью, а с проблемами. А жалоб, увы, меньше не становится.

Приобретая полис, гражданин фактически покупает обещание, что получит компенсацию в случае форс-мажорных обстоятельств. Но часто получается не так. Компании занижают выплату или вовсе отказывают в ней под благовидными предлогами. И это становится причиной многочисленных конфликтов и жалоб.

Единые правила существуют только в обязательных видах страхования - таких, как ОСАГО. В остальных каждая компания разрабатывает собственные правила, статьи которых нередко имеют двоякое толкование. Прочитать то, что написано мельчайшим шрифтом в договоре, многие потребители не в состоянии. И они просто доверяют словам агента.

Довольно часто с этим сталкиваются покупатели гаджетов. Оформляя кредит в магазине электроники, агенты сразу навязывают им страховку, например, от повреждения при падении или хищения. А в графе "территория страхового покрытия" договора указывают место прописки страхователя. Значит, если телефон или планшет украден в транспорте, кафе, на рынке или просто в уличной толпе, никакого возмещения гражданин не получит.

Есть узкие места и в договорах КАСКО. Например, в графе "порядок расчетов" нередко значится, что выплату произведут через пятнадцать дней после подписания страхового акта, а вот срок, в течение которого его подпишут, не указан. Поэтому ждать можно сколько угодно.

Одна из причин неразвитости отечественного рынка - отсутствие налоговых льгот, которые могли бы стимулировать вложения в договоры страхования жизни. На Западе, например, основной доход компании получают не от продажи полисов, а от долгосрочных инвестиций. И активно конкурируют.

В ВСС рассказали, как рынок страхования пережил пандемию

Более того, наши законы таковы, что гражданам невыгодны долгосрочные страховые договоры. Гораздо разумнее сделать банковский вклад, который гарантирует, что свои деньги клиент вернет в любом случае. А вот у страховщиков на случай форс-мажорных обстоятельств существует такое понятие как выкупная сумма. Человек покупает полис, регулярно платит взносы. Но наступает пандемия, он теряет работу, становится неплатежеспособным, вынужден расторгнуть договор. И в результате получает только третью часть от внесенных денег. Таков договор, и никакой суд здесь не поможет.

Какой конфликт вы разбираете сегодня?

Игорь Пушкарь: Сейчас я занимаюсь претензией омича, который десять лет назад получил травму. А два года назад взял кредит, и его "добровольно-принудительно" застраховали. Вскоре у него обострилось состояние, но в выплате клиенту отказали, заявив, что травма появилась до заключения договора. Мы обратились в суд. Дело в том, что существует международная классификация болезней, и в ней первичный и нынешний диагнозы имеют разные коды. Так что есть шанс восстановить справедливость.

Должен ли покупатель квартиры в ипотеку страховать свою жизнь?

Игорь Пушкарь: Он должен оформить полис на недвижимость, а все остальное по закону страховать вовсе не обязательно. Однако в случае отказа от навязанной услуги агент компании скажет: "Тогда ставка по кредиту составит не девять, а тринадцать процентов". И клиент будет вынужден взять страховку, причем по завышенному тарифу.

Неудивительно, что становится больше судебных исков. По данным Центробанка, в июне-августе нынешнего года число жалоб на страховые компании выросло на шестнадцать процентов.

А что происходит на рынке ОСАГО после замены денежных выплат на натуральные услуги СТО?

Центробанк нашел на Среднем Урале восемь сомнительных компаний

Игорь Пушкарь: По данным РСА, сейчас менее пятнадцати процентов убытков возмещается предоставлением ремонта, остальное - денежные компенсации. Дело в том, что СТО либо не захотели работать по заниженным ценам, которые им предлагают страховщики, либо стали основательно экономить на деталях и материалах. И, чтобы не отвечать за качество ремонта, компании решили вернуться к выплатам. Наша практика говорит о том, что и здесь далеко не все гладко.

Большая доля жалоб по ОСАГО касается договоров, которые компании имеют право расторгать в одностороннем порядке. Для этого достаточно любой ничтожной причины, не влияющей на риски, - ошибки ГИБДД, неточности в адресе места постановки на учет, регистрации и прочее.

Самое неприятное, что часто водители узнают о расторжении после ДТП. Так произошло, например, с владельцем продовольственной фуры, которому отказались возмещать ущерб. Правда, вместо того чтобы выслать официальное уведомление, страховщики отправили электронное письмо на сомнительный ящик. Сейчас это дело разбирает Первомайский районный суд Омска.

Омск Сибирь