Лучше меньше, чем больше?
Пандемия серьезно отразилась на концертном рынке России, многие филармонии были вынуждены перенести свои сезоны. Только в филармонической жизни число концертов упало в 2,4 раза (в 2020 году на 34 тысячи меньше, чем в 2019-м), а на афише всех концертных организаций это число снизилось на 50 тысяч. Но доктор экономических наук, замдиректора по науке Института экономики РАН Валентина Музычук подчеркнула на форуме, что не меньшей проблемой для концертной сферы стали последствия бюджетной реформы конца 90-х - начала 2000-х годов, выдавливавшей культуру в рыночные отношения. Такая "оптимизация" - коммерциализация - ударила по библиотекам, Домам культуры, школам искусств, число которых сократилось за два десятилетия на 20-25 процентов. Высшие учебные заведения искусств были переданы минобрнауки, в специфике творческих сфер некомпетентному.
Эти реформы обернулись для культуры и другими серьезными последствиями - например, оттоком специалистов. По статистике доля занятых в сфере культуры составляет у нас сегодня всего 0,99% от общего количества занятых в российской экономике (для сравнения: в Финляндии - 4,9%, в Швеции - 4,6, в Австрии - 4,2, в Турции - 2,3%). Средняя зарплата по отрасли - 41 669 рублей, в сфере музобразования цифры вообще катастрофичны (в некоторых училищах областного подчинения ставка педагогов высшей категории - 10000 руб). Следствие - острый дефицит музыкантов в региональных оркестрах, который в среднем составляет 10 процентов.
Сколько стоит душа?
Фундаментальной проблемой для российской культуры остается ее недофинансирование. Как сообщила Валентина Музычук, в 2020 году на всю сферу культуры было выделено 610 миллиардов рублей - 0,57 процентов от ВВП и всего 1,44 процента от расхода консолидированного бюджета. В расчете на душу населения это 4 159 рублей (51 евро)! Этот показатель "подушевых расходов" государства на культуру ясно иллюстрирует, какое место она реально у нас занимает, особенно в сравнении с другими развитыми странами. В Дании, к примеру, это 310 евро на душу населения, во Франции - 250, в Австрии - 236. РФ занимает самые нижние строчки этого рейтинга: ее культура продолжает финансироваться по остаточному принципу, закрепившемуся еще в 70-80-е годы прошлого века. Между тем статистика показывает, что страны, которые хотят развивать креативные индустрии и креативную экономику, понимают важность культуры и вкладываются в нее.
На форуме речь шла и о противоречащих творческому процессу трендах в системе управления культурой. И в первую очередь об унификации, сведении культуры исключительно к оказанию государственных услуг, о разрушительном для культуры бизнес-подходе с его единственным критерием - доходностью, о количественном подходе к творческой деятельности и о многом другом. В том числе об оптимизации в нормировании труда. По словам Музычук, сегодня эта позиция имеет целью не сбережение здоровья людей - например, голосов у певцов, как это было в советские времена, - а исключительно экономическую подоплеку. Опасным руководители музыкальных институций считают и начинающееся в регионах на новой волне оптимизации объединение в централизованные бухгалтерии, слияние учреждений культуры в единую сеть. В 70-80-е годы подобный опыт провалился: объединения оказались плохо управляемы и с точки зрения развития культуры - бессмысленны. Главное доказательство того, что ситуация в культуре от этих реформ не стала "эффективнее", приводит статистика. Количество зрителей на филармонических концертах в 1990 году 32 миллиона человек, в 2019-м в два раза ниже - 16,6 миллиона. Число филармонических концертов в России в 1990-м - 133 тысячи, в 2019-м - 57,7 тысяч.
Что делать?
Об этом говорили директора ведущих филармоний России - Московской и Свердловской - Алексей Шалашов и Александр Колотурский. Оба считают, что в решении, в частности, кадровых проблем успешным стал опыт создания Молодежных оркестров, уже существующих на базе этих филармоний.
- Только оркестр может полноценно представить классическое музыкальное наследие, веками накопленное миром, - говорит Александр Колотурский. - По тому, как чувствуют себя в России симфонические коллективы, можно судить о духовном развитии общества. Но колоссальной проблемой в регионах остается рынок труда. Хороших музыкантов для всех оркестров не хватает. Но и молодой музыкант, отдавший обучению 17 лет, вправе выбирать самое высокооплачиваемое место работы - и крепкие специалисты делают выбор не в пользу региональных оркестров. Есть изъяны в самой системе музыкального образования: оркестровой специальности у нас нигде углубленно не учат. Выпускники консерваторий владеют инструментом, но оркестровых навыков у них нет. Образовательные стандарты необходимо менять.
По словам Алексея Шалашова, именно Молодежный оркестр дает профессиональные мотивации для нового поколения музыкантов:
- В столичной консерватории существует серьезная проблема оттока наиболее талантливых музыкантов за рубеж. Они с первых курсов уезжают учиться в другие страны и уже не возвращаются, реализовывают себя за рубежом. Суть проекта Российского национального молодежного симфонического оркестра, созданного три года назад по поручению президента, как раз и заключается в том, чтобы наши молодые музыканты захотели заниматься своей профессией в России. Мы создаем им комфортные условия - обучение, концерты, гастроли, выставляя только одно требование: работать день и ночь в условиях жесткой дисциплины, разумеется, при полной творческой свободе. И я думаю, что с появлением этого оркестра проблема воспитания высококвалифицированных оркестровых музыкантов сегодня для Москвы решена. В регионах более реально - это уже во всем мире доказано - создавать сессионные оркестры: собираться летом, когда можно привлечь и опытных педагогов, и ярких дирижеров, проводить сессию, а по окончании - концертный тур. Это будет иметь колоссальное значение: у молодого поколения в регионах появится мотивация, чувство собственной реализации.
Среди обсуждавшихся на форуме тем дефицит компетентных оркестровых менеджеров, цифровизация учреждений культуры, пиар, коммуникация с новым поколением и другие проблемы, требующие срочного решения. А для этого важно, чтобы голоса участников форума были услышаны не только в стенах Свердловской филармонии.
Справка "РГ"
Симфонический форум России в Екатеринбурге проводится с 2009 года. Организатор - Свердловская филармония при участии Союза концертных организаций России. В этом году в рамках форума выступили восемь российских оркестров, Деловая программа собрала представителей из 23 регионов страны. Следующий форум должен состояться в 2023 году.