27.10.2021 11:28
Ярославская область

Под окнами ярославского пенсионера строят скоростную трассу

Текст:  Элина Труханова (Ярославль)
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №246 (8597)
Сегодня к дому педагога с 56-летним стажем, отличника народного образования Игоря Евстафьевича Беляева в деревне Анисимово Некрасовского района не подъехать. И даже подойти проблематично: мало того что надо здорово изловчиться, чтобы перебежать пролегающую через населенный пункт федеральную трассу, - у дома тоже все перекопано. Здесь строят полосу разгона для выезжающих с АЗС автомобилей. Она пройдет прямо под окнами небольшого домика. Пожилой человек признается, что работы не закончены, машины в окно пока не газуют, но сердце уже болит.
/ Элина Труханова
Читать на сайте RG.RU

Многострадальная деревня

О деревне Анисимово, через которую проходит федеральная трасса Р-132 "Золотое кольцо" Ярославль - Кострома - Иваново - Владимир - Гусь-Хрустальный - Рязань - Михайлов - Тула - Калуга - Вязьма - Ржев - Тверь - Углич - Ярославль (до 2020 года участок от Ярославля до Костромы назывался М-8 "Холмогоры", подъезд к Костроме), "РГ" неоднократно писала в 2015 году. Жители тогда обратились в редакцию после капитального ремонта их участка дороги, во время которого строители обновили дорожное покрытие, установили барьерные ограждения, обустроили тротуары и пешеходные дорожки, оборудовали две автобусные остановки.

Жители ярославской деревни рискуют жизнью, переходя дорогу

Вот только после того ремонта анисимовцы лишились доступа к своим домам, потому что в деревне барьерные ограждения строители поставили двумя сплошными полосами по краям дороги и вдоль всех домов, невзирая на то что у каждого участка въездные ворота выходят на трассу. И получилось так, что целая деревня оказалась невыездной. Войти в дома люди могли, перебравшись через высокий отбойник, а вот въехать-выехать - уже нет. О подъезде к домам машин экстренных служб тоже говорить не приходилось: можно было лишь остановиться на трассе, имеющей в этом месте по одной полосе в обоих направлениях.

Только благодаря вмешательству федерального СМИ, а также помощи депутатов и общественности проблему удалось решить - в отбойниках у каждого дома сделали разрывы для въезда автомобилей.

Однако многострадальное Анисимово снова столкнулось с последствиями активных дорожных ремонтов. Новая федеральная туристическая трасса Р-132 на всем протяжении сейчас приводится в порядок, ее качество доводится до нормативного, что, безусловно, не может не радовать. Вот только подчас за нормативами почему-то становится совершенно не виден человек, который сидит не за баранкой авто, а у окна своего дома, когда-то давно построенного у дороги с далеко не таким интенсивным движением, как сейчас.

Построил на красной линии

- Я приезжаю, смотрю: возле моего дома и вдоль дороги забиты колышки в несколько рядов, а поодаль работают строители, - рассказывает 83-летний владелец дома в Анисимове Игорь Беляев. - Пошел узнавать, в чем дело. Мне и объяснили, что у меня под окнами появится разгонная полоса от АЗС и рядом с ней тротуар. Чтобы разместить этот тротуар, строители поначалу даже планировали срезать кусты у моего забора, спилить сосну, посаженные, чтобы хоть немного защититься от выхлопов с дороги. Но, видимо, после моих обращений тротуар решено было от дома чуть отодвинуть и растения не трогать.

Средний уровень звука уже превышает норму на семь децибеллов, при этом полосы разгона еще не сданы в эксплуатацию

Игорь Евстафьевич с супругой проводят в этом доме большую половину года. В деревне жили его бабушка с дедушкой, родился отец, до сих пор живут родственники. Детские военные годы, когда отец был на фронте, а мама-медсестра целыми днями пропадала в госпитале, он тоже жил в Анисимове и даже видел отсюда, как немецкие самолеты бомбили Ярославль. Поэтому, когда появилась возможность приобрести здесь землю и построить небольшой свой дом, Игорь Беляев этой возможностью воспользовался. Владелец недвижимости рассказывает, что хотел возвести строение подальше от дороги, но тогдашний руководитель сельсовета настоял, чтобы дом стоял на красной линии: мол, по трассе ездят иностранные туристы, и надо, чтобы деревня выглядела красиво. Теперь эта красная линия стала для него настоящим передним краем обороны.

Оглушительный эффект

Дом на краю деревни Игорь Беляев построил в 1991 году, а через несколько лет неподалеку устроили автозаправку. Первую переходно-скоростную полосу при ней начали сооружать в 1997 году: тогда, вспоминает Беляев, даже палисадник у его дома сломали, но после жалоб и обращений к депутату Госдумы полосу существенно укоротили, и к дому она уже не подходила. После реконструкции 2014 года, когда всю деревню ради безопасности ее жителей загородили отбойниками, полоса осталась в тех же примерно размерах и заканчивалась у аншлага с названием деревни.

В Ростове начнется изъятие земель для расширения транспортной магистрали

В результате недавно начатого капитального ремонта переходно-скоростной полосы разгонная часть этого объекта не только пройдет мимо дома Игоря Беляева, но и протянется почти до его соседей. И если до этого стена дома Беляевых находилась в 12 метрах от дороги, то теперь будет в восьми.

- Все выхлопные газы от фур пойдут ко мне в окно и на участок. Автомобили будут здесь останавливаться, газовать, - переживает заслуженный педагог. - Кроме того, стены и так трясутся во всех наших домах, а что будет у меня теперь?! Я вроде до всего этого не знал, где и сердце находится, стараюсь вести здоровый образ жизни, а тут сердце заболело. Причем настолько, что жена уже говорит: плюнь на все. Но как плюнуть? Это же моя жизнь!

Сотрудники управления Роспотребнадзора, 5 октября выезжавшие для измерения в доме Игоря Евстафьевича уровня шума, установили, что в помещении средний уровень звука превышает норму на семь децибелов. Подчеркнем, измерения были сделаны до сдачи в эксплуатацию полосы разгона. Кстати, по данным Росавтодора, среднесуточная интенсивность дорожного движения на этой дороге составляет более 15 тысяч автомобилей.

Правила соблюдены?

В ФКУ Упрдор "Холмогоры", куда корреспондент "РГ" направлял запрос о правомерности строительства разгонной полосы в критической близости к жилому дому, ответили, что проектная организация учла все строительные нормы и правила. Мы заглянули в эти документы. СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" поясняют: "Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 метров, а при условии применения шумозащитных сооружений, обеспечивающих требования СП 51.13330 - не менее 25 метров".

Жителей поселка под Владимиром отрезали от социальных объектов

Согласно же санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, "для автомагистралей <...> устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и других) с последующим проведением натурных исследований и измерений".

О проведении возле его дома каких-либо исследований Игорь Беляев ничего не слышал.

Комментарий

Константин Чупров, начальник ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Архангельск Федерального дорожного агентства" (ФКУ Упрдор "Холмогоры"):

- Основанием для проведения работ по капремонту примыканий к указанной автодороге является необходимость приведения в соответствие с нормативными и техническими требованиями существующих примыканий для обеспечения безопасности дорожного движения при организации доступа автотранспорта на АЗС. Работы проводятся на земельных участках в границах полосы отвода федеральной автомобильной дороги Р-132 "Золотое кольцо", которые находятся в федеральной собственности и предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКУ Упрдор "Холмогоры".

Ярославская область Центральная Россия