25.11.2021 07:41
Власть

Сахалин первым в России начал переход на водородное топливо

Текст:  Татьяна Дмитракова
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №268 (8619)
В России намечено сформировать как минимум три региональных водородных кластера - Северо-Западный, Восточный и Арктический. Их задача - способствовать созданию экспортно ориентированного производства водорода и энергетических смесей на его основе.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

- Есть несколько характеристик успешного водородного кластера. Первая - перед ним должны стоять амбициозные цели. При этом очень важно, чтобы эти цели совмещали две подзадачи: подготовку производства водорода и логистики для его экспорта, а также создание водородной экономики, водородного бизнеса на территории региона, - считает директор инфраструктурного центра "Энерджинет", руководитель законодательной рабочей группы НТИ Дмитрий Холкин. - Второй аспект - кластер, по сути, должен быть водородным хабом, сочетающим не только производство и хранение газа, но и множество бизнесов, которые используют эту продукцию для развития экономики данного региона. Третий сюжет связан с механизмами государственной поддержки и стимулирования водородной экономики, поскольку без них реализовывать новые технологии сложно.

Камчатка сможет обеспечить до трети российского экспорта водорода

Кроме того, по мнению юриста компании Baker McKenzie Романа Ишмухаметова, кластер должен быть ориентирован на долгосрочные тенденции и на весь проектный цикл предоставлять льготы российским и иностранным инвесторам и их совместным предприятиям.

Этим параметрам в полной мере отвечает Восточный водородный кластер, формирующийся в Сахалинской области. Здесь есть прямой доступ к ресурсам: одним из вариантов сырья для получения водорода является природный газ. Идею активно поддерживает региональное правительство, к тому же на островах взят курс на нейтрализацию выбросов углерода. Развивается внутриобластной рынок сбыта. На Сахалине действуют преференциальные режимы - ТОР и СПВ. Преимуществом стала географическая близость к Японии и Южной Корее, в которых уже утверждены правовые основы перехода на водородную экономику: логистические издержки экспорта в страны АТР будут минимальны. Наличествует транспортная инфраструктура, в частности, Корсаковский глубоководный морской порт.

- Сейчас наступила пора, когда никого не нужно убеждать в том, что водород - это топливо будущего. Все, кто серьезно занимается энергетикой, переориентируются на него. Мы приняли принципиальное решение: от газового баланса Сахалинской области "отрезали" 200 миллионов кубометров для производства водорода, - сообщил губернатор региона Валерий Лимаренко. - Можно считать, что у нас уже готова технологическая база. Достижения Сахалина в сфере сжижения газа - криогенные технологии, наработки, связанные с безопасностью и автоматизацией, - будут востребованы для производства водорода.

В 2024 году в Сахалинской области планируют производить 30 тысяч тонн водорода, к 2030-му - 100 тысяч

Как уточнил замминистра цифрового и технологического развития Сахалинской области Евгений Гетц, кластер предполагает размещение в нем предприятий полного цикла водородной энергетики - как производителей газа, так и инжиниринговых, сервисных и транспортно-логистических компаний. Напомним, о создании кластера было объявлено в сентябре 2020 года на Дальневосточном энергетическом форуме "Нефть и газ Сахалина". За минувшее время удалось сделать немало.

В апреле 2021-го подписано соглашение между правительством Сахалинской области, компаниями "Русатом Оверсиз" и Air Liquide о строительстве водородного завода. На острове выбрана площадка для будущего предприятия и подготовлено предварительное технико-экономическое обоснование. Сейчас разрабатывается ТЭО.

- Завод мы намерены запустить на базе технологии конверсии метана с применением сахалинского природного газа, - поделился планами вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса "Русатом Оверсиз" Антон Москвин. - И мы собираемся производить исключительно "голубой" водород.

Скоро в Сибири смогут заправлять грузовики СПГ-топливом

В текущем году достигнута договоренность с министерством экономики, торговли и промышленности Японии о разработке технико-экономического обоснования цепочки поставок водорода из Российской Федерации в Страну восходящего солнца. На Восточном экономическом форуме-2021 власти области, Росатом и Газпром подписали соглашение о поставках природного газа для нужд кластера, в том числе для крупнотоннажного производства водорода. Заключена целая серия договоров в транспортной сфере, которая является крупным потенциальным потребителем будущего топлива, в частности, с подразделениями компаний Volvo и "КамАЗ". Предусматривается развитие транспорта на водородных топливных элементах и сопутствующей топливозаправочной инфраструктуры, а также участие компаний в создании водородного парка на территории Сахалинской области. Правительство региона и корпорация Mitsubishi пришли к соглашению, по которому японская компания поделится своими водородными технологиями.

К 2024 году на острове планируют запустить водородные поезда. Этот пилотный для Российской Федерации проект реализует ОАО "РЖД" совместно с АО "Трансмашхолдинг" и ГК "Росатом".

- Разработка технико-экономического обоснования завершена, - сообщил Антон Москвин. - Предполагается запуск семи водородных поездов. Проект предусматривает производство водорода либо методом конверсии метана, либо электролизом. В ТЭО заложены обе опции. После принятия инвестиционного решения инициаторы перейдут к реализации проекта.

Предусмотрено строительство двух заправочных станций - в Южно-Сахалинске и Холмске. По расчетам среднесуточный пробег поездов на новом топливе составит 305 километров. В год этот показатель достигнет 630 тысяч, пассажиропоток - 243 тысячи человек, потребность локомотивов в водороде - 224 тонны.

В Поморье решили добывать водород

- Помимо поездов на водородные топливные элементы можно перевести автомобили, беспилотные авиационные системы, морской транспорт. Планируем применять метан-водородные смеси (МВС) на газовых электростанциях, ТЭЦ-1 и котельных жилищно-коммунального комплекса, а также для автономного энергообеспечения. В островном регионе осуществляются программы перевода автотранспорта на газомоторное топливо, в качестве такого горючего может выступать и МВС, - перечислил варианты использования водорода на внутреннем рынке Евгений Гетц.

Еще одно направление, напрямую связанное с формированием водородной экономики в регионе, - научно-образовательное. На базе Сахалинского госуниверситета создан Центр компетенции перспективной энергетики. В его задачи наряду с подготовкой и переподготовкой специалистов входят разработка технологий водородной энергетики и мониторинг результатов их внедрения.

- При запуске водородного завода мы рассчитываем получать 30 тысяч тонн продукции в год, - отметил Валерий Лимаренко. - Много это или мало? Для рынка, который перед нами раскрывается, как огромная пропасть, это, конечно, капля. Но это много для первого шага к масштабному промышленному производству. Первые 30 тысяч тонн будут означать, что система готова к тиражированию.

До 2030 года предполагается ввод второго и третьего заводов, которые станут выдавать дополнительно 70 тысяч тонн водорода. Таким образом, ежегодный объем его производства в Сахалинской области должен достичь 100 тысяч тонн.

Регионы Сахалинская область Дальний Восток