08.12.2021 17:44
Екатеринбург

На Урале разработали цифровые технологии для ретейла

Текст:  Татьяна Казанцева (Екатеринбург)
Российская газета - Экономика УРФО: №280 (8631)
В Екатеринбурге прошел финал CorpSpaceRetaile. Встречи инноваторов с потенциальными заказчиками свежих идей проводятся в регионе с 2020 года. На этот раз предложения были адресованы одной крупной федеральной сети. Какие стартапы интересны торговому гиганту?
/ Татьяна Андреева/РГ
Читать на сайте RG.RU

В финал конкурса вышли восемь разработчиков, а их идеи тут же оценили эксперты-практики. Каждый из участников старался создать новый инструмент для увеличения эффективности той или иной службы. Понятно, что большая отдача даже в одном секторе ведет к росту прибыли компании в целом. Методы при этом могут быть совершенно разными - от банальной перестановки на полке или в торговом зале до сложных цифровых решений. Оказывается, даже старая как мир "хваталка" мягких игрушек на входе в магазин способна повысить интерес к торговой точке, ведь она до сих пор привлекает детей, а значит, их родителей тоже.

Ретейлеры увеличивают долю своих торговых марок

Однако новому времени - новые игрушки. Например, одна из компаний предложила увеличить притягательность торговой сети при помощи робота-бариста.

- Роботизированная кофемашина решит проблему низкого уровня возвращения клиентов в магазин, создаст необходимое эмоциональное притяжение, - уверяет руководитель проекта Botlegger Дмитрий Усяев.

По его словам, особенно радуются этой новинке дети. Они не устают следить за тем, как огромная рука-автомат совершает операции по приготовлению ароматного напитка. Причем робот не только варит и наливает кофе, но еще и приветствует и провожает посетителей. Устанавливать контакт ему помогает видеокамера и еще несколько умных устройств. Правда, роботизированный комплекс сможет разместиться далеко не в каждой торговой точке - устройство занимает три квадратных метра. К тому же стоит недешево - около двух миллионов рублей плюс затраты на техобслуживание. Эмоциональное оживление членов жюри явно пошло на убыль, когда включился трезвый расчет.

- Очевидной выгоды я пока не увидел, для окупаемости устройства нужна большая проходимость, - резюмирует директор макрорегиона Урал ТС "Пятерочка" Роман Степанов.

Искушенность и требовательность экспертов объяснимы: по словам Степанова, внедрением инноваций компания занимается давно. За последние четыре года здесь изучили 2700 инноваций и запустили 164 пилотных проекта. 35 идей в итоге было внедрено. В том числе, например, системы оценки рисков очередей и качества овощей и фруктов, панель обратной связи и "электронный сомелье" - неутомимый консультант, который всегда готов дать совет по выбору напитков с градусом. А уже работающие кассы самообслуживания в торговой сети планируют дополнить системой "фейс-скан" - идентификацией клиентов по лицу и "скан-энд-гоу" - взял товары и вышел с ними мимо кассы: система сама узнает покупателя и спишет деньги с его счета. Кстати, в новом магазине без кассиров (еще один "пилот") клиента "увидят" даже без сканирования - просто по телефону, локализовавшемуся в нужной точке. Будущее, кажется, уже наступило…

В новом магазине без кассиров (еще один "пилот") клиента "увидят" даже без сканирования - просто по телефону, локализовавшемуся в нужной точке

Главная задача ретейлера - повышение производительности труда. Что, похоже, чувствуют и стартаперы, ведь большая часть проектов ориентирована на достижение этой цели. Так, в перечне предложений разработчиков цифровые системы работы с персоналом (начиная от набора кадров через соцсети, где всю работу с кандидатом ведет чат-бот), программы быстрой адаптации новичков, цифровой контроль сотрудников. Можно даже установить что-то вроде GPS-трекера на выездного сотрудника - по типу контроля движения грузовиков и автобусов: у работника не получится сделать электронную отметку о прибытии на место, сидя в ближайшей закусочной, - точка прибытия зафиксирована максимально точно. А коммуницировать с мобильным сотрудником предлагают в специальном приложении. Разработчики уверяют: это навсегда решит проблему обмана (например, поездок по своим делам), недобросовестной работы с клиентами. Но капризный ретейлер, кажется, не в восторге от новаторского предложения.

- Для нас это вчерашний день. Система управления сотрудниками - со связью по вертикали вплоть до гендиректора - уже существует в компании. Сейчас мы работаем не с контролем, а с вовлеченностью сотрудников, для нас важнее живое наставничество, - отметила представитель ретейлера.

Тем не менее два последних цифровых проекта прошли на ура. Компания "Пина ТВ" предлагает установить в торговых залах интерактивные видеотерминалы и через программу обратной связи завязать тесный контакт с покупателями. При помощи такого гигантского смартфона клиент может сделать селфи (при желании фото тут же попадет в соцсеть), оставить отзыв о посещении магазина и т.д.

Эксперты предлагают учить покупателей экспресс-оценке стройматериалов

А еще собрать свою виртуальную, а потом и реальную корзину покупок - этот сервис особенно понравился потенциальному заказчику. При помощи панели покупатель может выбрать продукты по специальным рационам (скажем, для вегетарианцев или спортсменов) или воплотить в жизнь рецепт, предложенный электронным советчиком. Каждый рецепт планируется дополнить списком ингредиентов, которые можно купить здесь же. Правда, вопросы к проекту остались. Например, как все-таки подвести клиента к видеотерминалу? И как точно взвесить требуемые в рецепте 75 граммов брокколи? Но это уже проблемы доработки.

Поистине триумфальной оказалась презентация проекта "Недремлющее око" - автоматизация ретейла, основанная на нейросетях. Возможности последних, кажется, безграничны: помимо классического видеонаблюдения, применяемого для опознания воришек со стажем, нейросети могут не просто подсчитывать проходимость того или иного магазина, но и фиксировать пол и возраст покупателей.

- Любое видеонаблюдение решает сразу три задачи: безопасность, маркетинг, получение неких метрик. Поэтому одно и то же оборудование можно использовать в трех этих ипостасях, - отметил руководитель проекта Леонид Стариков.

Нейросети могут подсчитать, как часто заходит в магазин тот или иной клиент, и составить список его предпочтений. Способны установить по униформе местонахождение любого сотрудника. И даже проконтролировать соблюдение стандартов: используя контроль речи по ключевым словам, выяснить, сказал ли кассир обязательное "спасибо" покупателю. И много чего еще могут. Могущество бесспорное и даже пугающее - тем более, что ко многим аспектам применения нейросетей остаются вопросы хотя бы со стороны этики (как, в частности, предотвратить превращение "угадывания" желаний покупателей в насильственное формирование их потребностей). Тем не менее практиков проект явно зацепил: он расширяет возможности анализа клиентской активности.

- Если средняя частота посещений - 3,5- 4 раза в неделю, я понимаю, что покупатель ходит только к нам. Если частота меняется, это значит, он может уйти к другим, - рассуждает Степанов.

Кстати, оказывается, во многих магазинах торгового гиганта уже работает похожий проект: датчики определяют, у какой витрины чаще всего останавливаются покупатели, фиксируя, так сказать, их "тепловой контур".

Комментарии

Виктория Казакова, министр инвестиций и развития Свердловской области:

- По развитию МСБ Свердловская область входит в первую пятерку субъектов РФ. Проект CorpSpace Retaile направлен на поддержку высокотехнологичных инновационных компаний. Его цель - подружить крупный бизнес, заинтересованный во внедрении инновационных решений, с небольшими компаниями, которые готовы по запросу заказчика предложить инновационное технологическое решение.

Валерий Пиличев, директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства:

- Одна из задач CorpSpace Retaile - работа с начинающими предпринимателями. Надеемся, что при помощи глобальных партнеров их идеи "выстрелят" и предприятия пойдут вперед, вырастут в средние и даже крупные компании. За время действия проекта мы вывели "на прослушивание" порядка 60 проектов, из них 10 реализованы при поддержке глобальных игроков. Сейчас идет этап внедрения.

Новые ретейлеры выходят на рынок товаров для дома
Екатеринбург Урал и Западная Сибирь