Реально ли сегодня школьнику сделать все это, на один день примерив на себя профессию токаря, слесаря, инженера-исследователя, проектировщика или дефектоскописта? Теперь, да!
Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ) совместно с ООО "Газпром трансгаз Уфа" запустил уникальный образовательно-профориентационный проект "Город профессий" для учеников 10-11-х классов 11 районов республики, а также городов Сибай и Уфа, где сосредоточен основной кадровый, потенциал газотранспортного предприятия.
- Раньше старшеклассники учились слесарному и токарному делу, водительскому мастерству и другим рабочим профессиям на учебно-производственных комбинатах, посвящая этому один день в неделю. Наш проект "Город профессий" решает ту же задачу, но проходит в форме инженерного квеста. Сегодня представители рабочих специальностей - одни из самых востребованных и высокооплачиваемых на рынке труда, а из выпускников колледжей, освоивших профессии, связанные с ручным трудом, выходят самые целеустремленные студенты вузов. Благодаря профессиональным навыкам, они легко усваивают инженерные компетенции и становятся высококлассными специалистами, которые так нужны на производстве. Квест "Город профессий" создан для повышения популярности рабочих и инженерных профессий, - отметил проектор по учебно-методической работе УГНТУ Александр Могучев.
- Бытует мнение, что выучиться на сварщика легко. На самом деле мы отбираем наиболее талантливых. Как правило, хорошими специалистами становятся ребята, закончившие художественную школу, так как в нашей профессии важна развитая мелкая моторика. Если графомотороные навыки не очень хороши, то стать профессионалом не получится, - рассказывает заведующий кафедрой "Оборудование и технология сварки и контроля" Института нефтегазового инжиниринга и цифровых технологий (ИНИЦТ) УГНТУ Айрат Файрушин.
Все участники квеста прошли тест на моторику для сварщика. Задание, кажется, несложное: нужно нарисовать заданный узор, управляя фломастером, зажатым в тиски специального держателя. Однако у большинства получались каракули… У кого-то не хватило старания, у кого-то, действительно, оказались проблемы с моторикой. "Даже 50-процентное попадание по ширине шва и периодичности узора - уже неплохо", - говорят эксперты.
А вот практическую часть - сварку (имитацию стыкового шва) - ребята выполняли уже в спецкостюмах и защитных шлемах. Тут было не до шуток: при такой работе необходимо соблюдать технику безопасности, внимательно слушая наставника. Иначе может случиться беда. Оценивал выполненную работу специальный лазерный сканер. Десять ребят из трехсот с лишним школьников, принявших участие в квесте, удивили даже преподавателей: они заварили швы как начинающие сварщики.
- Это было здорово! Мне очень понравилось! Хотя сначала казалось, что сложно. Даже было немного страшно: вокруг летали снопы искр, все трещало, шумело. Но я справилась, - поделилась впечатлениями 11-классница Розалия из Дюртюлей, которая впервые попробовала себя в роли сварщика.
Следующие два пункта квеста расположились в цехе по металлообработке. Здесь тоже царило оживление.
Несколько ребят столпилось вокруг фрезеровочного станка, чтобы попробовать изготовить игральную кость. В числе первых - 11-классница Регина из Дюртюлей.
- Если хочешь быть востребованным в какой-то сфере, должен изучить все нюансы. Инженеры обязаны знать и уметь работать на станках. Надеюсь, квест поможет мне окончательно определиться с профессией, - сказала девушка.
А ее товарищ Ринат уже сделал свой выбор.
- Сегодня нам показали столько интересного! Наш волонтер Арина много рассказывала про свой факультет, теперь думаю, не выбрать ли мне тоже профессию инженера-проектировщика? Все будет зависеть от результатов ЕГЭ, надеюсь, сдам хорошо, - отметил юноша.
На одной из точек квеста ребята познакомились с профессией дефектоскописта - они занимались поиском изъянов в трубах с помощью различных "чудо-приборов". На другой - мальчишки и девчонки, как настоящие инженеры-исследователи изучали структуру металлов и их характеристики. А затем их ждала встреча с настоящими VR-разработчиками.
- За две недели в "Городе профессий" приняли участие более 300 школьников со всей республики. Это целенаправленная профориентационная работа, ведь ребята используют рабочее оборудование, на котором проходит и образовательный, и научно-исследовательский процесс, - рассказывает директор Института нефтегазового инжиниринга и цифровых технологий УГНТУ Резеда Тляшева.
Татьяна Буравова, заместитель генерального директора по управлению персоналом ООО "Газпром трансгаз Уфа":
- "Город профессий" - по-настоящему уникальный образовательный проект. В нем применены новые подходы к знакомству школьников с профессиями и специальностями, востребованными в газовой отрасли. Выбор профессии - дело серьезное, мы же даем возможность школьникам со всей республики сделать это в игровой форме. Важно, что мероприятие проходит в опорном вузе компании "Газпром" - Уфимском государственном нефтяном техническом университете. Специалисты, окончившие УГНТУ, всегда будут востребованы в газовой отрасли. Многие вчерашние выпускники университета достигли уровня главных инженеров и руководителей филиалов предприятия. Уверена, что ряды газотранспортников будут пополняться все новыми талантливыми специалистами, получившими путевку в жизнь в стенах УГНТУ!
Следует отметить, что проведенный квест - это не единственный образовательно-профориентационный проект для школьников, созданный в рамках долгосрочного сотрудничества УГНТУ и ПАО "Газпром".
Вуз участвует в реализации проектов "Газпром-класс" и "Предуниверсарий", направленных на подготовку специалистов инженерно-технического профиля, востребованных в газовой промышленности.
Для подготовки способных и мотивированных школьников к поступлению в технический вуз в будущем году университет планирует продолжить проведение фестиваля-интенсива "Школа инженера" и "Проектной мастерской УГНТУ". В ходе online-занятий с преподавателями университета, обучающиеся получат возможность познакомиться с типовыми и нестандартными методами решения задач ЕГЭ по основным предметам школьной программы, научатся рационально применять полученные в школе знания для достижения поставленной цели.