12.01.2022 13:59
Общество

УГНТУ разрабатывает золотой стандарт инженера

Текст:  Айгуль Камаева (Уфа)
Традиционно среди выпускников университетов различают "краснодипломников" и обладателей синих дипломов. Но, как показывает практика, цвет документа об образовании и выставленные в нем оценки не всегда в полной мере отражают реальные знания и компетенции молодого специалиста. Для решения этой проблемы в Уфимском государственном нефтяном техническом университете (УГНТУ) разрабатывают модель оценки уровня компетентности выпускников инженерных направлений подготовки.
/ Пресс-служба УГНТУ
Читать на сайте RG.RU

В ближайшем будущем студентам УГНТУ, в зависимости от сформированных у них профессиональных умений, будет присваиваться статус "золотого", "серебряного" или "бронзового" выпускника. По завершении обучения на бакалавриате (специалитете) или в магистратуре молодые люди станут наставниками, новаторами или экспертами. Как рассказала начальник отдела проектирования, лицензирования и аккредитации образовательных программ УГНТУ Регина Карачурина, эта работа проводится в рамках деятельности консорциума "Сетевой энергетический университет", в состав которого входит ряд ведущих технических вузов страны.

В УГНТУ готовят инженеров будущего

- Консорциум создан благодаря участию в программе развития "Приоритет-2030" и ориентирован на повышение качества и расширение масштабов научных и образовательных проектов. Его цель - управление профильными рынками России и стран ближнего зарубежья с применением отраслевых стандартов, за счет трансфера лучших практик и внедрения универсального диплома выпускника, - комментирует Регина Карачурина.

Одна из приоритетных задач Сетевого энергетического университета заключается в разработке модели компетенций инженера опережающих технологий на всех уровнях подготовки. Данная модель, по мнению экспертов, позволит оценить сильные и слабые стороны каждого студента и определить, соответствует ли он требованиям, предъявляемым к выпускникам.

Как уже было сказано, специалисты УГНТУ предлагают делить бакалавров на "золотых", "серебряных" или "бронзовых", в зависимости от их уровня овладения определенными компетенциями. При этом планируется учитывать не только оценки по профильным предметам, но и достижения в научной, общественной и спортивной сферах.

УГНТУ познакомил более 300 школьников Башкирии с рабочими профессиями

Так, статус "бронзового" выпускника присвоят ребятам, у которых на высоком уровне сформированы профессиональные умения. Важны также оценки по учебным предметам (не ниже 4,0) и дополнительным программам и курсам (не менее 4,5). К "серебряным" бакалаврам требования более строгие: они обязаны владеть также цифровыми навыками, компетенциями в сфере искусственного интеллекта, моделирования и программирования. Большое значение имеет и научно-исследовательская деятельность. Средние баллы по дисциплинам основной и дополнительной образовательных программ у претендентов на получение статуса "серебряного" выпускника должны быть не ниже 4,5 и 4,75 соответственно.

И только самые талантливые бакалавры со средним баллом по всем дисциплинам образовательных программ не менее 4,85 смогут получить статус "золотого" выпускника. Их профессиональные навыки будут вне конкуренции так же, как и умение принимать решения в условиях неопределенности и компетенции в сфере передовых технологий (робототехника, "большие данные", сенсорика, виртуальная и дополненная реальность и многие другие).

УГНТУ провел первый в РФ хакатон по снижению выбросов парниковых газов

Что касается магистров, то их также предполагается ранжировать по профессиональным и личностным характеристикам, оценкам за учебные дисциплины и, конечно, спортивным достижениям, участию в общественной и культурной жизни университета. Магистр-эксперт обязательно должен защитить выпускную квалификационную работу в форме стартапа по заказу юридического лица. А магистры-новаторы для получения своего статуса должны либо подать заявку на изобретение, либо выиграть грант. В числе требований к магистрам-наставникам владение универсальными компетенциями и умение вести проектную деятельность.

В УГНТУ уверены, что благодаря такой модели оценки выпускников работодателям будет легче найти нужного сотрудника: инженера опережающих технологий, исследователя или производственно-прикладного специалиста.

- Наша цель - подготовить конкурентоспособного инженера, который может адаптироваться к быстро меняющимся требованиям международного рынка труда. Благодаря единой системе оценки компетенций мы сможем стимулировать перспективных студентов заниматься научно-исследовательской деятельностью и поможем им реализовать индивидуальную траекторию развития, повышая одновременно качество подготовки кадров. Кроме того, мы сумеем вместе с вузами-партнерами по консорциуму создать ядро базовой подготовки в области инженерного дела, химических технологий и технических наук, - подчеркнули представители УГНТУ.

Справка "РГ"

В консорциум "Сетевой энергетический университет" входят УГНТУ, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова, Альметьевский государственный нефтяной институт, Ярославский государственный технический университет, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова и Национальный исследовательский университет "Московский энергетический институт".

Образование Наука Чувашская республика Ульяновская область Удмуртия Татарстан Саратовская область Самарская область Пензенская область Оренбургская область Нижегородская область Мордовия Марий Эл Пермский край Кировская область Башкортостан Уфа Башкортостан Волга-Кама Средняя Волга Приволжье Пермский край