12.01.2022 20:38
Культура

Почему 114 российских музеев объединились в ассамблею

Текст:  Елена Боброва
Российская газета - Федеральный выпуск: №6 (8654)
Год 350-летия Петра обещает быть насыщенным. Всевозможных акций, связанных с именем царя-плотника, запланировано множество. Музеи, разумеется, не остались в стороне. В первые дни юбилейного года мы поговорили с Еленой Кальницкой, гендиректором Госмузея-заповедника "Петергоф" и главой недавно созданной Ассамблеи петровских музеев.
/ предоставлено ГМЗ "Петергоф"
Читать на сайте RG.RU

Кто вошел в Ассамблею петровских музеев?

Елена Кальницкая: К сегодняшему дню вошло 114 музеев. Многие из них оказались в Воронеже, в Архангельске, несколько в Петрозаводске... Всех их мы попросили обосновать, почему они считают себя петровскими музеями. Сто музеев уже ответили, остальные пока думают...

Участие некоторых музеев в ассамблее стало для вас неожиданностью. Почему?

Елена Кальницкая: Например, музей-заповедник "Сталинградская битва". Казалось бы, какое отношение он имеет к петровским музеям? Но объяснение, как оказалось, есть.

Сотрудники музея основываются на легенде: Петр трижды бывал в бывшем Царицыне, ныне Волгограде, но знают об этом немногие нынешние волгоградцы, и даже существование в городе памятника Петру I для многих остается непонятным. Волгоградский музей, кстати, не единственный. Оказалось, что не у всех петровских музеев есть какие-либо вещи, связанные с его именем. У многих в анамнезе лишь легенда о Петре: вот здесь он останавливался, ел, пил, ночевал.

Разве музей не должен подкреплять легенды артефактами?

Елена Кальницкая: Необязательно. Есть такое понятие - музеефикация легенды. Это дает, кстати, большой простор для фантазии. Поэтому, получив небольшой, но достойный бюджет на юбилейный год, мы сейчас ищем современные способы рассказа о первом императоре России. В основном это будут стендовые выставки, которые не требуют наличия музейных экспонатов, что делает их мобильными - можно возить по разным петровским музеям.

Музей "Планета Океан" в Калининграде будет содержать 29 аквариумов

В Петергофе вы уже представили историю петровских ассамблей - с помощью картонных фигур Петра I и его сподвижников и муляжей...

Елена Кальницкая: Если бы мы попытались рассказать об ассамблеях Петра как-то иначе - столкнулись бы с тем, что показать нечего. А так, пожалуйста, наглядно - любопытные факты из истории развлечений при дворе Петра Великого. Это всем интересно.

Для кого-то станет откровением образ Петра I не только как реформатора России, но и "главного затейника придворных вечеров". Это ведь только кажется, что все всё знают про основателя Петербурга...

То величие, о котором Петр мечтал, возникло лишь через 100 лет

Елена Кальницкая: Это правда. В каком-то смысле мы должны повторить то, что в 1872 году сделал Александр II. Он считал себя реформатором и, когда его сравнивали с Петром I, очень этим гордился. Столкнувшийся с великими трудностями при проведении своих реформ, Александр II прекрасно понимал, каково было в свое время Петру Первому. Царю-преобразователю казалось несправедливым, что первому русскому императору не могли простить многие его непростые поступки и жесткие методы. Александр II, опираясь на ученых-историков, выразил свою волю: Петра надо возвысить. Если хотите, обожествить. Сделать символом времени. Сергей Соловьев, Василий Ключевский и другие видные ученые стали писать о Петре, выступать с публичными лекциями. В каталоге Президентской библиотеки сотни изданий о Петре I, опубликованных в то время. Для народа была организована выставка в 1872 году на Марсовом поле, тогда Царицыном лугу - празднество необыкновенного размаха. В павильонах, стилизованных под русские избы, разместили полотна, иллюстрирующие великие деяния Петра. В театральных павильонах разыгрывали сцены из истории становления новой России. Гостей также ждали русские горки, гуляния и всякие сладости.

Музей русского импрессионизма объявил планы на 2022 год

Вы хотите повторить идею Александра II?

Елена Кальницкая: Да. Когда мы выяснили, что 14 из 30 написанных тогда картин сохранилось в Русском музее, мы договорились с Евгенией Петровой, замдиректора по науке, о выставке на аллеях Летнего сада. А потом в Петергоф приехал глава "Газпрома" Алексей Миллер и предложил профинансировать создание недостающих 16 картин современными художниками. Нас поддержала Академия художеств, были выбраны 16 живописцев. Перед ними стояла любопытная творческая задача - связать XIX и XXI столетия: да, живопись стала другой, но художники по-прежнему относятся к Петру с глубочайшим почтением.

Насколько мне известно, вы параллельно работаете над детской книгой про Петра I?

Елена Кальницкая: Да, вместе с петербургским художником Михаилом Бычковым. Сейчас у меня на столе уже 29-я версия рукописи. Бычков такой необыкновенный мастер, что мне хочется переписывать тексты к его рисункам до бесконечности. Вот как перед глазами сейчас один рисунок: сидит Петр в кафтане, в парике, вытянув перед собой свои огромные мужские кулаки - сразу понятно, вот он, царь-плотник.

Как, по-вашему, современные дети воспринимают Петра?

Елена Кальницкая: Мы задавали школьникам вопрос: "Что бы вы хотели узнать о Петре I?". Из их ответа выросло название книги "Будь как Петр". Оказалось, больше всего их поражает, как человек, который не учился в элитной школе, не оканчивал университеты и вообще не имел серьезного образования, стал тем, кем стал. Как балованный ребенок в золотом кафтанчике, выросший в московских палатах в окружении боярской роскоши, вдруг все бросает и создает потешные войска - это же первая его попытка изменить мир вокруг себя. Поняв, что сам не справится, Петр стал искать учителей. Искал их всегда, везде, всю жизнь - среди друзей, среди врагов. На его кольце было выгравировано: "Аз есмь в чину учимых и учащих себе требую". То есть "я учусь и учителей себе требую". Это был принцип его жизни.

Во флорентийской галерее Уффици открылся музей русских икон

Создавая новую столицу, император не мог не отдавать себе отчет, что величия ее уже не застанет.

Елена Кальницкая: То величие, о котором Петр мечтал, возникло лишь через 100 лет. И я иногда думаю: вот пишут - "петергофские ассамблеи", "петергофские гуляния". Да какие гуляния! Здесь был молодой только что посаженный сад и сплошная стройка. И все же Петр I многое успел увидеть. Петербургу было 20 лет, когда император ушел из жизни, для города это немалый срок. И Петергоф уже обрел свою красоту. Да, Эрмитаж и Большой дворец еще не были полностью закончены. Но и Монплезир, и дворец Марли успели завершить при жизни Петра, а в августе 1721 года запустили первые фонтаны и Большой каскад.

Историю взаимоотношений Петра с царевичем Алексеем мы судим тоже - с точки зрения XXI века, не вникая в реалии, нравы и законы того времени.

Елена Кальницкая: Кто этого не понимает, тому не объяснишь, почему произошло двойное предательство - отца и сына. Одна из самых знаменитых русских картин - "Петр I допрашивает царевича Алексея" Николая Ге - тоже ведь основана на легенде. Когда на самом деле производилось следствие по делу царевича, Монплезир, изображенный на картине, еще не был построен. Но атмосфера кабинета императора и в самом деле передает психологическое напряжение между этими двумя ненавидящими друг друга мужчинами.

Ключевой вопрос

Мы так никуда и не денемся от легенд и мифов?

Елена Кальницкая: Как только заканчивается жизнь, она сразу превращается в мифы. И мифы о Петре будут всегда. Другое дело, что и спустя 350 лет мы находим все новые и новые факты. Существует проект "Digital Петр: распознавание рукописей Петра I", благодаря которому появилась возможность расшифровывать его рукописи. Надо сказать, почерк у императора почти нечитаемый. Когда мы 20 лет назад создавали Институт Петра Великого, в первую очередь как раз для изучения рукописей, мы говорили, что буквально два-три человека в стране способны читать написанное рукой Петра. Но с помощью современных технологий или искусственного интеллекта эта работа наконец может быть выполнена. И есть надежда: когда огромное рукописное наследие Петра Великого будет расшифровано, мы сможем узнать еще много нового о его личности.

Музеи и памятники Санкт-Петербург Северо-Запад