Дмитрий Львович, если вспоминать важные события, произошедшие первые месяцы работы нового созыва законодательного собрания, то чем это время запомнится Вам лично?
Дмитрий Аверов: Лично для меня серьезным изменением в жизни стало начало работы председателем областного Совета. До этого я трудился в органах исполнительной власти, муниципальной, возглавлял предприятие. И, конечно, переход в публичную власть стал важным событием. Если же говорить в целом о стране, о регионе, то все мы прожили этот год под знаком борьбы с коронавирусом. Всем нам пришлось отвечать на вызов, брошенный обществу: как бизнесу, так и социуму. Ситуацию с QR-кодами назвали ограничениями, но так ли это - еще не ясно: ведь может случиться, что у каждого из нас появится QR-код, и тогда о каких ограничениях мы будем вести речь?
Если выделять ключевые, на Ваш взгляд, законы, которые были приняты уже новым созывом областного Совета за несколько месяцев его работы, то какие бы из них вошли в так называемый топ-3? Почему именно они?
Дмитрий Аверов: Начну, конечно, с главного финансового документа региона - закона о бюджете на будущий год и предстоящую трехлетку в целом. Ведь все принятые законодательные инициативы так или иначе отражены в нем. Будь то назначение пособий или что-то еще - все должно быть подкреплено финансово. Бюджет на будущий год - сбалансированный, социальный - две трети расходов направлены на здравоохранение, образование, социальную политику, демографию. И в то же время это бюджет развития региона.
Седьмой созыв начал работать над повышением ответственности депутатов перед избирателями. Мы внесли изменения в законодательство о статусе депутата и в регламент работы облсовета: теперь все народные избранники обязаны отчитываться перед избирателями, проводить с ними встречи, разбираться в каждой возникшей проблеме. Ведь зачастую бывает так, что депутаты поднимают вопрос, скажем, о строительстве школы, но сами не изучили ситуацию: не понимают, есть ли место для этой школы, нет ли ограничений для строительных работ… Все это тонкости. Но без них исполнять наказы избирателей и честно с ними работать невозможно.
Еще хочется выделить ситуацию с транспортными картами и реакцию на нее и депутатского корпуса, и администрации области. Когда у банка, который выступал оператором системы безналичных платежей, отобрали лицензию, то владельцы старых транспортных карт не смогли больше ими расплачиваться. У кого-то на карте было 50 рублей, у кого-то больше, но в любом случае, ситуация коснулась каждого. Администрация провела необходимые переговоры, мы оперативно приняли необходимый закон, и очень быстро нашли решение: все заработало. Люди смогли воспользоваться оставшимися на картах средствами.
Вы назвали главный финансовый документ региона бюджетом развития. Почему?
Дмитрий Аверов: Предусмотрены серьезные инвестиционные вложения: в нынешнем году они составят почти 12 миллиардов рублей буквально во всех сферах. Важно, что почти каждый пятый рубль бюджета направлен на финансирование национальных проектов: строительство новых школ, детских садов, поликлиник и ФАПов в ближайшие три года запланировано по всему региону, а не только в областном центре. Стоит отметить и существенную поддержку муниципалитетов: на эти цели в казне заложено более трети всех расходов. Почему это важно? Потому что эти средства пойдут на реализацию программ, необходимых людям в первую очередь.
Существенная сумма в расходной части бюджета предусмотрена на совершенствование инфраструктуры. К примеру, на обновление дорог заложено более десяти миллиардов рублей. Эта сумма будет направлена на ремонт и реконструкцию, на строительство новых транспортных артерий, а также на обновление мостовых сооружений. Так, в областном центре реконструкция ждет Октябрьский мост. Он связывает две части города, и необходимость в работах назрела давно. По рекомендации наших депутатов его и включили в программу. И таких примеров - множество.
Давайте поговорим о законодательном регулировании социальной политики. Совсем недавно рассматривали достаточно емкий пакет профильных законопроектов, и он был принят.
Дмитрий Аверов: Действительно, депутатский корпус поддержал проект закона "О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью". Название длинное, и, наверное, поэтому чаще всего этот закон называют "Социальным кодексом Липецкой области". В нем собраны все меры поддержки, которые существуют в регионе. Законотворческая деятельность - это процесс постоянных изменений. Прежний закон все время пополнялся новыми нормами, стал громоздким и неудобным ни для жителей, ни для органов власти. А новый документ четко структурирован и соответствует принципу социального казначейства. Что это значит? Для получения той или иной госуслуги человеку не нужно бегать по инстанциям и собирать бесконечный перечень документов и сведений. Все данные можно запросить в системе электронного межведомственного взаимодействия.
Не секрет и то, что основная часть средств региональной казны - а это 62 процента - идет на реализацию проектов в социальной сфере. Четверть этих средств - исключительно на социальную политику. И важно, что мы не просто предоставляем липчанам льготы, выплаты и прочие меры. Мы делаем многое для того, чтобы попавший в сложную ситуацию человек сумел из нее выйти и больше не допускать негативных перемен в жизни. Так, весомая часть средств направляется на социальные контракты. Размер выплат по ним увеличен, категория получателей стала шире. Теперь выплату на то же личное подсобное хозяйство могут получить даже студенты. Это хорошее финансовое подспорье - с одной стороны, и необходимая возможность для старта собственного дела - с другой. А еще это стимул для развития малого предпринимательства в регионе, и об этом тоже не стоит забывать.
Конечно, социальная политика не может оставаться в стороне от наболевших проблем, которые требуют решительных действий. Все мы знаем о сложностях с жильем для детей-сирот. Уже и увеличили площадь квартир для них, и координируем процесс их приобретения. Но сотни сирот все еще без жилья. Как им помочь? В нашем регионе установили новую меру поддержки: компенсируем стоимость аренды квартир, пока эти липчане ждут собственное жилье.
Дмитрий Львович, Вы и Ваши коллеги очень активно посещаете муниципалитеты региона, работаете сообща на заседаниях муниципальных советов. Скажите, о чем просят депутатов рядовые жители районов? Часто ли эти пожелания и просьбы требуют поправок в региональное законодательство? Родились ли во время таких рабочих поездок законодательные инициативы?
Дмитрий Аверов: Просьбы липчан зачастую простые. Кому-то требуется ремонт дома, пострадавшего от природных катаклизмов, кому-то, как многодетным семьям, конкретная соцподдержка. Депутаты на муниципальном уровне задают вопросы о дорогах, водоснабжении, социальной инфраструктуре. Очень часто сельские жители просят построить для них дом культуры. Ведь это единственное место, куда человек сможет прийти и получить отдушину. И мы очень рады тому, что президент страны принял решение финансировать это направление.
Что касается инициатив, то на первый квартал этого года мы уже запланировали обсуждение важной проблемы. Это обеспечение кадрами нашей системы здравоохранения. Приезжаешь в ФАП, а там работает фельдшер со стажем 40-45 лет. Понимаешь, еще год-два, и ей нужна будет замена. Но человека на это место нет. И причины тому есть объективные: у нас очень мало выпускается медработников с одной стороны, с другой - большая часть тех, кто выучился, предпочитают работать стоматологами, косметологами и едут в большие города за этим. Вместе с коллегами и администрацией области подумаем, как изменить ситуацию.
Мы уже коснулись темы депутатской этики, и в этой связи вопрос о ситуации с представителем фракции КПРФ, который пританцовывал во время исполнения гимна России.
Дмитрий Аверов: Эту ситуацию оценят избиратели. И это самое важное. В отчетах перед жителями одни депутаты будут рассказывать, как добились строительства дороги или поликлиники, инициировали закон о соцобеспечении, а другим рассказать будет нечего. У нас очень умные жители, они свои выводы сделают.
"РГ": И последний вопрос. Какие направления в работе регионального парламента на предстоящий год Вы можете назвать самыми важными?
Дмитрий Аверов: В плане работы облсовета около 100 законопроектов и проектов постановлений - это очень большой объем. Но важно другое: каждый документ обязан усовершенствовать законодательство региона в целом, и конечно, главный акцент - на социальном направлении. Важно и то, что вся программа законотворческой работы основана на предложениях депутатов облсовета и муниципалитетов, главы администрации области. Ключевым вопросом для парламентариев станет корректировка регионального бюджета, а также проблематика, с которой сталкивается бизнес-сообщество региона. Совсем скоро мы проведем выездное заседание на базе Центра "Мой бизнес". Обсудим не только актуальные проблемы малого и среднего предпринимательства, но и разработку Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года. Я уже говорил о том, что все вместе будем разрабатывать программу по привлечению медицинских кадров в села. Однако их нехватка ощущается и в городах, к примеру, в детских садах, школах. Об этом нашим депутатам говорят сами липчане. Этот вопрос тоже требует проработки, ы том числе и на законодательном уровне. И буквально по каждому профилю наших комитетов такие актуальные темы обозначены в плане работы.