Больше всего шума наделали сообщения руководства мировых автомобильных концернов, в которых те заявили о приостановке деятельности на территории России - прекращению импорта и выключению конвейеров российских заводов. Ухудшили информационную ситуацию, как обычно, "диванные эксперты" из соцсетей, предрекшие нашей стране возвращение во времена годовых очередей и выбора между "Жигулями" и "Москвичом". На самом деле именно на первичном авторынке ситуация выглядит наиболее понятно и прогнозируемо.
Первое и главное: ни один из автомобильных концернов на сегодняшний день не заявил о своем полном уходе из России. Во всех заявлениях присутствуют слова "временно", "до изменения ситуации", "приостановка" и тому подобные фразы, оставляющие широкое поле для маневра. Более того, заявления центральных офисов европейских марок и их российских представительств заметно отличаются.
Если западные топ-менеджеры расплывчато намекают на присоединение к санкциям, то отечественные офисы в своих разъяснительных письмах в СМИ ссылаются исключительно на нарушение логистики и сбои поставок комплектующих, подчеркивая, что ищут выход из ситуации и продолжают работу.
Радикальную позицию на текущий момент заняли в Skoda. Чехи, возглавляемые немцем Томасом Шеффером, идущем, конечно, в фарватере всего концерна VAG, уже не первый раз замечены в геополитической активности. Например, именно Skoda первой из мировых брендов ввела санкции против Беларуси во время антигосударственных беспорядков. С какой целью частная автомобильная компания настолько рьяно высказывает свою политическую позицию против России и Беларуси, чьи рынки для "Шкоды" суммарно занимают второе место по объемам сбыта, остается загадкой. На ум приходит только давняя теория заговора о внутрикорпоративной конкуренции в Volkswagen.
Достаточно странной выглядит и позиция Volvo - они остановили импорт. Дело в том, что легковое подразделение шведской компании целиком и полностью принадлежит китайскому холдингу Zhejiang Geely, автомобильный бренд которого - Geely Auto - находится в тесных партнерских отношениях как с Россией, так и с республикой Беларусь.
А вот кто пошел против мирового течения, так это южнокорейцы, которые присоединились к санкциям, но прямо заявили, что Hyundai и Kia к этому отношения не имеют, а потому продолжат полноценную работу в России. Само собой, никуда из нашей страны не собираются уходить и все китайские бренды, которые станут главными бенефициарами в сложившейся ситуации.
Кроме того, посоветовал сохранить бизнес в России и президент Франции. Правда, бренды Peugeot и Citroen могут оказаться под большим давлением со стороны американской половины концерна Stellantis, которая на нашем рынке особого значения не имеет.
Так или иначе, а полноценного забвения со стороны мировых автомобильных марок ждать вряд ли придется. Во-первых, уход минимум трети автомобильных марок из хвоста российской статистики отечественные автовладельцы просто не заметят - настолько ничтожны их продажи на фоне первой десятки брендов. Во-вторых, в худшем случае, отечественный рынок ждет перераспределение долей рынка в сторону азиатских брендов. Ну а в-третьих, очень вероятен ренессанс "серых" дилеров наподобие тех, что ввозят в нашу страну новые американские Tesla.
А вот что практически гарантировано, так это рост цен. Дефицит уже привел к тому, что Kia Rio отдают в автосалонах за 2-2,5 миллиона рублей, а Hyundai Creta - за 3, а то и за 3,5 миллиона.
Не меньше новостей и на вторичном авторынке. Тут не настолько активно растут цены на автомобили, насколько быстро исчезают сами машины. Все приличные экземпляры вымели еще в пандемию. Сейчас же найти автомобиль в достойном состоянии стало практически невозможно, особенно если речь идет о сумме до миллиона рублей - предел для большинства отечественных покупателей.
Первый тренд - с площадок trade-in официальных дилеров исчезли добротные варианты. Коронавирусный дефицит, обрушивший услугу обмена старого автомобиля на новый, привел к тому, что автосалоны стали выкупать на склад подержанных машин такие экземпляры, за которые еще пару лет назад менеджера бы сразу уволили. Текущее из мотора и коробки масло, горящий "чек", лопнувшая шпатлевка на кузове и мятые пороги предлагаются продавцами уважаемых дилеров как еще неплохой вариант, просто "требующий заботы". Иномарки C-класса в таком состоянии сейчас предлагают за 500-700 тысяч рублей. А ведь есть объявления и за 400, и за 300 тысяч рублей. Что продается за такие деньги, даже представить сложно.
Второй тренд - засилье перекупщиков, которые начали действовать хитрее. Теперь они маскируются под реальных владельцев, к которым у простых автомобилистов больше доверия, и даже в объявлениях сами же пишут, чтобы перекупщики их не беспокоили. Машины теперь фотографируются не на площадках, а во дворе жилых домов, имитируя принадлежность к реальному хозяину. По факту осмотра оказываешься на старых добрых авторынках с известными проблемами: восстановленный кузов, скрученный спидометр и прочие "радости" неискушенного автовладельца.
Третий тренд - спасительные "Автотеки" и прочие базы данных помогают, но не особо. Да, они являются некой гарантией показа юридической чистоты, проверяя залоги, штрафы и прочие документальные нюансы. Но, увы, никакой гарантии технического состояния даже с учетом наличия данных по сервисной истории не дают. Не дают они никакой гарантии и в плане показа реальных ДТП - часть автовладельцев их просто не оформляет, ремонтируя машину в гараже. В итоге приезжаешь посмотреть машину с "зеленой Автотекой", а в реальности видишь ржавое и трижды перекрашенное ведро.
В общем, если под руку попадается машина из знакомых рук в проверенном состоянии, можно смело ее покупать даже просто как вложение средств, поскольку в ближайший год ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону.
А вот автосервисная сфера на текущий момент является главной угрозой кошельку и спокойной жизни российских автовладельцев. И причин тому много. Главные из них - дефицит оригинальных запчастей и рост цен. В зоне риска владельцы гарантийных машин и престарелых премиальных авто.
Итак, приостановка деятельности мировых брендов подразумевает и заморозку поставок оригинальных комплектующих, которые должны использовать владельцы гарантийных машин. По словам дилеров, складских запасов еще на какое-то время хватит, а вот что будет потом - большой вопрос. В случае использования неоригинальных запчастей владельцы с большой вероятностью потеряют гарантию.
Еще одна проблема - кузовные детали и кузовной ремонт гарантийных машин, которые получают от страховых компаний направления. По предварительной информации, страховщики в связи с риском неисполнения ремонтных работ уже готовы вернуться к практике выдачи денег вместо направлений, переложив проблему восстановления поврежденных машин на владельцев.
Что касается неоригинальных деталей, то с их наличием особых проблем как раз не ожидается. Большая часть заводов неоригинала находится в Китае, Тайланде, Турции, Индии и прочих неевропейских странах, которые не вводили санкции против России. Например, российские представители таких брендов как KYB, CTR или Brembo заявили, что просто перераспределят поставки с других заводов.
Кроме того, большие перевалочные склады запчастей находятся в странах СНГ и в Казахстане в частности. Соседняя страна помимо всего прочего является и известным мостом по поступлению в Россию контрафакта из того же Китая. Очевидно, что рост "нелегальных" деталей теперь заметно увеличится.
Проблема тут заключается только в том, что достаточный ассортимент неоригинальных компонентов производится для самых популярных моделей вроде тех же Hyundai, Toyota, Nissan, Volkswagen или Renault. А вот владельцы подержанных "Мерседесов" или не дай бог "Ягуаров" могут очень сильно "попасть", поскольку многие запчасти для подобных авто бывают только оригинальные. Тут надежда только на разборки и умельцев по восстановлению.
Само собой, все вышеперечисленное уже привело к паническому подъему цен на сервисное обслуживание. Беглый обзвон ближайших знакомых автосервисов констатировал подъем цен на работы в полтора раза, на запчасти - в два-три! Если еще вчера замена комплекта цепи ГРМ на известном своими проблемами моторе EP6 стоила около 20-25 тысяч рублей, то в марте 2022 года стоимость процедуры на независимых СТО поднялась до 50 тысяч рублей!
Как объясняют сервисмены, такая "инфляция" объясняется пока не дефицитом, а неизвестностью и очередными скачками курса рубля - запчасти для сегмента aftermarket в России практически не производятся. Игроки рынка прямо рекомендуют автовладельцам на ближайшие ремонты покупать детали впрок.
Если обобщать, то в случае долгосрочного сохранения антироссийских санкций, отечественный авторынок ждет не столько коллапс, сколько масштабное переформатирование. Очевидно, что без новых машин и неоригинальных запчастей автовладельцы точно не останутся. Просто акцент сильно сместится в азиатскую сторону, что повлечет и соответствующую перестройку остального рынка.
Однако в долгосрочный ход событий никто особо не верит. Для многих мировых бизнес-игроков Россия остается миллиардным рынком, в который было слишком много вложено, а потому автокомпании уже ищут (и даже находят) лазейки в санкционной политике. Кроме того, мировые политики, с лёту поддержавшие запреты для нашей страны, потихонечку "включают заднюю", просчитав ответные меры, которые ударят не только по финансовой, но и по социально-политической стабильности благополучных стран. А это прямой удар по имиджу комфортной и сытой жизни Запада.