08.05.2022 22:37
Общество

Стало ли созидание эпохи Александра III воплощением национальной идеи

Текст:  Юлия Кудрина
/ Михаил Метцель/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Молчаливый государь

"Провидел суть русских и мировых судеб более и далее многих своих современников" говорил об императоре Александре III, Александре Александровиче, великий русский ученый Дмитрий Менделеев.

8 мая в истории науки: В 1929 году в СССР впервые обработали поля с самолета

К его заслугам относят и стремительный экономический прыжок, который Россия осуществила за тринадцать лет (короткий на самом деле срок) его пребывания на престоле, и создание мощной промышленности, и перевооружение русской армии и флота, и превращение в крупнейшего в мире экспортера сельскохозяйственной продукции. Примечательно и то, что все годы правления Александра III Россия прожила в мире.

Плюс ко всему этому Эпоха Александра III оказалась значительной и в области культурного строительства. Правление Александра III "подготовило тот расцвет русской культуры, который, начавшись при нем, продлился затем в течение всего царствования Николая II", считал известный искусствовед и художник Александр Бенуа. Оно было отмечено и выдающимися достижениями в развитии отечественной науки. Историк Василий Ключевский подчеркивал, что император "поощрял и одобрял ученые общества, будил и поддерживал энергию отдельных исследователей".

Самопознание нации

Известный общественный деятель Лев Тихомиров видел заслугу императора и в том, что он сумел "не только парализовать вредные стороны пореформенного положения, но даже вызвать подъем национального духа и творчества. При Александре III вспыхнуло национальное чувство, которое указывало прогресс и благо в укреплении и развитии этих исторических основ".

Александр III поддерживал развитие российских культурных основ, традиций и идеалов, духовности в искусстве. Представители различных художественных школ и течений, от православного неоконсерватизма до реализма и модернизма, в его времена добивались успеха своим трудом и талантом.

Многообразная палитра национальной политики обеспечивала единство и неделимость Российской империи.

Выставка "Петр I и его эпоха" открывает новые грани личности первого российского императора

К моменту вступления на престол Александр III был членом Московского археологического общества любителей русских древностей, Карамзинской библиотеки, почетным попечителем Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже, почетным председателем Императорского русского исторического общества, почетным членом Императорского русского географического общества, Императорского археологического общества, действительным членом Общества поощрения художеств, а также почетным членом Московского, Казанского, Санкт-Петербургского, Новороссийского университетов и Российской академии наук. И став императором, Александр III осуществлял высочайшее покровительство всех вышеперечисленных институтов, уделяя особое внимание развитию национальных основ культуры и искусства.

Особое внимание уделялось развитию в стране музейного дела, формированию сети музеев и архивных хранилищ. Император лично поддерживал самые разные инициативы. Специальным указом императора из его кабинета каждый год отпускалось 20 000 рублей для пополнения музейных собраний, в том числе и провинциальных. Вновь открывающиеся музеи, как в провинции, так и в крупных городах Российской империи, наполнялись на эти средства художественными произведениями. Императору принадлежала инициатива создания в Москве Исторического музея, в Севастополе - Севастопольского, в Санкт-Петербурге - Русского музея.

Современники оставили яркие воспоминания о деятельности Александра III на поприще исторической науки в качестве почетного председателя Императорского русского исторического общества. Он, действительно, внес огромный вклад в дело развития в стране исторических знаний. "Особые симпатии почившего государя к науке отечественной истории, русской археологии и истории искусств, всем известно, как известно всем образованным людям и то, что Государь при всех своих многосложных трудах находил время быть действительным председателем Русского исторического общества и лично участвовал в его заседаниях", - писал Иван Цветаев, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III, Известного сегодня ГМИИ им. А.С.Пушкина) и отец поэта Марины Цветаевой.

Как император Петр Великий приучал россиян к "людскости"

Профессор истории Василий Ключевский, выступая 28 октября 1894 года уже после кончины императора на заседании Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, сказал: "Он не только благословлял к трудам в этой отрасли. Он возбуждал и поощрял их средствами материальными и нравственными. В числе обществ, пользовавшихся обильными пособиями от державной руки, и наше удостоено было им усиленной поддержки".

Историк Владимир Назаревский подчеркивал, что "никто из царственных предшественников Александра III не занимался столько изучением русской истории, как он: в этом отношении он превзошел и Петра I и Екатерину II. Очевидно, что из своих исторических занятий он черпал идеи, которыми он руководствовался в делах своего правления..."

Образованное в 1866 году в Петербурге Русское историческое общество (с 1873-го - Императорское) действовало под личным председательствованием императора. Секретарь общества, член Государственного совета Александр Половцов, говоря о задачах общества, подчеркнул: "Жаждавшему узнать свое прошлое русскому народу подносилась только неприятная картина слабостей и недостатков, влиявших на судьбы его; возвышенные существенные стороны нашей государственной жизненной деятельности, создавшие великую и всем нам дорогую Россию, в литературе 60-х годов, за редкими исключениями, силою обстоятельств обходились молчанием, разрушавшим народную веру в себя и правившие им силы".

Император считал делом государственной важности и "распространение искусства", следуя в этом словам Достоевского: "Общество основывается на началах нравственных; на мясе, на экономической идее, на претворении камней в хлебы - ничего не основывается". По свидетельству историка Ивана Забелина государь был хорошо знаком с произведениями Достоевского. А по словам графа Сергея Шереметева, Достоевскому "государь придавал большое значение".

Он очень высоко оценивал деятельность Петра Третьякова по созданию в Москве картинной галереи, открывшейся весной 1893 года.

В Минске открылась уникальная выставка о последнем императоре России и его семье

Император и императрица были постоянными посетителями всех крупнейших столичных выставок, и в первую очередь художественных, в том числе Товарищества передвижников и выставок Академического общества русских акварелистов. Они были лично знакомы со многими деятелями искусства, в том числе с известными художниками, скульпторами, критиками, коллекционерами и музейными работниками, например, с Дмитрием Григоровичем, Андрианом Праховым, Дмитрием Ровинским, Петром Третьяковым, Марком Антокольским, Александром и Альбертом Бенуа, Алексеем Боголюбовым, Виктором Васнецовым, Николаем Каразиным, Иваном Крамским, Михаилом Нестеровым, Александром Опекушиным, Василием Поленовым, Валентином Серовым, Василием Суриковым, Иваном Шишкиным - и это еще не весь список.

С середины 80-х годов Александр III стал главным коллекционером и меценатом страны и серьезным конкурентом Третьякову. Третьяков, понимая, что многие художники завышали цены на свои картины при выборе их императором, писал Николаю Ярошенко после XV выставки: "Расположение Государя цените и поддерживайте, не разочаровывайте императора, тем более что не требуется какой-либо "услужливости" в содержании картин, напротив представляется "полная свобода".

Император поддерживал и Московский публичный Румянцевский музей, передав в конце 80-х годов ему в дар галерею картин русских художников XVIII - второй половины XIX века, купленную им у коллекционера Федора Прянишникова.

В конце XIX века страну охватило движение по созданию войсковых или так называемых полковых музеев. Ордена, медали, образцы оружия, предметы снаряжения и оборудования, личные вещи поступали в фонды этих музеев. Первый войсковой музей был создан в 1866 году в 65-м Московском пехотном полку, а в конце XIX - начале ХХ века на территории России было уже создано 300 воинских музеев. Воинские части, отмечавшие свой юбилей, писали свои истории, инициаторами музея часто были офицеры полка или воинской части.

Жизнь и смерть последних русских императоров без догадок и домыслов

Новую жизнь в бытность императора Александра III обрели петербургские музеи - Морской и Артиллерийский. Морской музей, носивший имя Петра Великого и неоднократно посещавшийся Александром Александровичем, расширил свои экспозиции и приумножил коллекции. Один из залов музея был посвящен царствованию Александра III, придававшему огромное значение развитию морского дела. Крылатая фраза императора "У России нет союзников, кроме армии и флота", дошедшая до наших дней, хорошо была известна и современникам.

Особый интерес у Александра Александровича вызывал петербургский Артиллерийский музей. А юбилейные торжества по случаю 500-летия русской артиллерии, на которых лично присутствовал император, собрали огромное число гостей, среди которых были начальники главных управлений Военного министерства и военных академий, артиллерийские генералы, ветераны русской артиллерии, представители множества научных и военно-учебных заведений, музеев и члены императорской семьи. Император произнес здравицу в честь русской артиллерии. После смерти императора в 1895 году в музее была установлена бронзовая скульптура Александра III работы Адель Вернер.

Величайшей заслугой Александра Александровича в деле музейного строительства было и создание в Москве на Волхонке после его смерти Музея изящных искусств имени императора Александра III. Дочь основателя музея Ивана Цветаева поэт Марина Цветаева в своей книге "Отец и его музей" писала: "Звонили колокола по скончавшемуся императору Александру III, и в это же время отходила одна московская старушка (купчиха Алексеева. - Ю.К.). И, слушая колокола, сказала: "Хочу, чтобы оставшееся после меня состояние пошло на богоугодное заведение памяти почившего государя..."

Профессор Цветаев называл Музей изящных искусств на Волхонке "Александровским". По предложению мецената Нечаева-Мальцова в его центральном зале был установлен памятник императору Александру III работы Опекушина (в настоящее время нахождение памятника неизвестно. - Ю.К.). Торжественное открытие музея состоялось 30 мая 1912 года в присутствии императора Николая II, императрицы Марии Федоровны, и членов императорской семьи, внесших большой вклад в создание музея.

До лишения Библиотеки "царского" статуса Дмитрий Кобеко успел издать её летопись

Цветаев был лично знаком с императором Александром III и высоко оценивал не только его деятельность на благо России, но и человеческие и нравственные качества. Он называл Александра Александровича "Царем Благочестия", жизнью своей воплотившим в себе народный идеал Русского царя-самодержца.

Не случайным был и тот факт, что открытие Музея изящных искусств императора Александра III 30 мая 1912 года совпало в майские дни 1912-го с открытием у Храма Христа Спасителя 31 мая 1912 года памятника императору Александру III, который Цветаев назвал "всенародным памятником". Выбор места для установки памятника было предоставлен по распоряжению генерала-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича Ивану Цветаеву.

В своей записке губернатору Москвы великому князю Сергею Александровичу Цветаев в 1905 г. писал: "Колоссальная сумма пожертвований, стекающаяся со всех концов России на памятник императору Александру III, достигла 1. 695. 003 руб. 20 1/2 коп. (эта колоссальная цифра не являлась еще окончательною) наглядно показывает, какою безграничною любовью пользовался в своем народе почивший Государь, безвременная кончина которого вызвала отовсюду, из всех слоев нашего разнородного населения, и это беспримерное количество единодушных приношений к Его горячо оплаканной могиле".

О заслугах Александра III перед Россией и миром еще раз красноречиво скажет после его смерти профессор Ключевский: "Наука отведет императору Александру III подобающее место не только в истории России, но и всей Европы, но и в русской историографии скажет, что он одержал победу в области, где всего труднее достаются победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, одобрил и приподнял русскую историческую мысль, русское историческое сознание и сделал все это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда его уже нет, Европа поняла, чем он был для нее".

История