"Сто восьмое чудо света"
С этого берега Оки в районе Тарусы все и началось. Осенью 1887 года Василий Поленов вместе с Константином Коровиным плыли на пароходе до Алексина. И тут Василий Дмитриевич увидел для себя нечто сакральное - высокий холм с деревенскими домами и деревянной церквушкой. Кто-то скажет: "Что тут такого? Таких пейзажей на одной только Оке сотни!", но только художнику, к тому времени уже постигшему и законы пейзажей и библейские мотивы, открылось нечто такое, что не заметили другие.
"Ну, это же в воздухе как-то висит! - говорит мне большой русский поэт Юрий Кублановский. Мы с ним идем вдоль берега и вместе с небом заглядываем в ровную умиротворенную гладь Оки. - Здесь ощущение намоленности есть, понимаешь? Медленное течение русской реки, которая не слишком широка, не слишком узка. Все это воплощение русского лиризма. Говорю сейчас это как поэт. Когда думаешь о России, то обязательно вспоминаешь этот ландшафт".
Эту же Оку в районе Тарусы однажды сфотографировал Солженицын - снимок, по воспоминаниям Кублановского, всю жизнь висел в кабинетах Александра Исаевича. А Константин Паустовский, и это Юрий Михайлович тоже помнит, отправлял сюда всех своих друзей и учеников. Родиной подышать.
Но Поленов первым почувствовал силу места. На деньги, вырученные от продажи императору Александру III картины "Христос и грешница", Василий Дмитриевич покупает полюбившийся ему берег со всеми окрестными землями и строит трехэтажный усадебный дом - по своему проекту и чертежам. Искусствоведы скажут потом, что в нем "заметны черты зарождающегося тогда стиля модерн".
В 1892 году, ровно 130 лет тому назад, Поленов перебирается сюда со старшими детьми. Начинается история освоения пространства художником - это когда построить можно целую усадьбу, но при этом сохранить умиротворение и гармонию. Увы, сегодня так строить уже не умеют.
"Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку, - писал Поленов Коровину в 1914 году, - ведь мы с Вами впервые открыли ее красоту и выбрали место для жительства. Но Вам почему-то показалось, что в этой красоте и гармонии нет-нет да и проскользнет гармоника. Вот я живу здесь теперь двадцать два года, и ни разу ее не слыхал, а красота и гармония все те же". В том же письме Поленов расскажет своему другу, что за эти годы здесь было "понаделано". Построена усадьба, две школы, церковь, мастерская, лодки, дамба... "Вышло сто восьмое чудо света, если не больше", - признается Поленов.
И все это выстроено по чертежам самого Василия Дмитриевича. В том числе каменный Троицкий храм, что на высоком обрыве у деревни Бехово - от усадьбы минут 15 ходьбы. "Это удивительная жемчужина русской архитектуры, - продолжает мой персональный "гид" по поленовской географии Юрий Кублановский, - казалось бы, маленькая церковка, но как гармонично все устроено, хотя стили здесь разные - и Новгород, и Север, и романский стиль, и модерн. И все это так изящно сочетать тоже придумал Поленов, он же собирал деньги на строительство, вложив, конечно, много и своих средств".
"Но главное не только то, что Василий Дмитриевич и семья Поленовых построили нашу церковь, - продолжает экскурсию настоятель Троицкого храма в Бехове иерей Дмитрий Катичев. - Важно, что они и потом не оставляли храм. Сам художник, который был еще и композитором, написал Всенощную и Литургию, а его сын, Дмитрий, был старостой. Поленовы всегда заботились о храме, вплоть до 30-х годов, когда в истории святыни была поставлена точка с запятой".
"Россия, которую мы любим"
Троицкая церковь, парящая над Окой, пожалуй, самый красивый архитектурный шедевр Василия Поленова. Можно даже сказать, что художник здесь возвел церковь, чтобы дополнить русский пейзаж. Или сформулирую по-другому - Поленов этот пейзаж дописал. Получилась в итоге живая икона, причем образ этот рождается независимо от точки, с которой ты смотришь на Троицу - хоть с берега, хоть с погоста, где похоронен художник, хоть сквозь ветви березок.
Туристы, что приезжают сюда на катерах из Тарусы, увидев поленовский храм над рекой, нет-нет да перекрестятся.
А если смотреть от храма на реку, то сквозь туман и яркое солнце проступает красота, которую на свои полотна перенесли сотни известных и не очень художников - знаменитая излучина Оки (сам Поленов ее тоже писал). Наталья Федоровна Поленова, правнучка художника и директор музея-заповедника, говорит об этом пейзаже так: "Это та самая Россия, которую мы любим". И я с ней абсолютно согласен, работа журналиста заносила меня в разные уголки нашей страны, но Поленово - особая точка в русской истории с географией. Это ожившая икона Святой Руси.
Здесь, растворяясь в тихом русском пейзаже, вдыхаешь в себя то чувство любви к родным берегам, которого так не хватает в больших городах. Не хватает до онемения, до темноты в глазах и словах. Это "кислородное голодание" принято называть тоской по настоящей Родине.
В Поленове ты приходишь в себя и вспоминаешь, что такое Россия. И что значит быть русским.
Поленовский матриархат
На белый Троицкий храм мы смотрим с Натальей Федоровной Поленовой из окна "грешницы", так в семье называют мастерскую, в которой хранится знаменитый вариант картины "Христос и грешница" написанный углем. Здесь же поленовские эскизы к его евангельскому циклу, и платья - одно Василий Дмитриевич привез из путешествия по Востоку, второе сшила его жена Наталья Васильевна.
"И все это для меня и для нашей культуры не просто вещи, понимаете, - говорит Наталья Федоровна. - Я вообще считаю, что "Христос и грешница", или как ее называл художник "Кто из нас без греха" - это и есть тот Покров Богородицы, который как бы накрывает эту усадьбу, это наш красный угол, наш оберег".
Оберегать усадьбу в коварном 20 веке было от чего. С одной стороны, Поленов после революций - народный художник, его музейные коллекции объявлены национальным достоянием, а 30 октября 1924 года семье Василия Дмитриевича усадьба официально передана в пожизненное пользование. Но с другой стороны, уже после смерти художника в 1927 году, его семья вынуждена выживать и буквально оберегать усадьбу от разграбления. В 1932 году здесь прописывается дом отдыха Большого театра, сотрудники которого бесцеремонно пытаются у Поленовых отвоевать помещения под собственные нужды. В 1937 году за сыном художника Дмитрием Васильевичем и его супругой Анной Павловной приходят те, кого боялись все "бывшие". Супругов обвинили во всех смертных грехах против советской власти - даже в шпионаже - и отправили в лагеря, из которых Поленовы вернутся только в последние годы Великой Отечественной. В войну усадьбе тоже приходилось несладко - была здесь и красная армия, заходили и немецкие диверсанты, шли обстрелы.
Но усадьба выжила.
Усадьба "Поленово"Как выжила она и в девяностые, когда стране было не до культуры. Но тогдашняя директор музея-усадьбы Наталья Грамолина (жена Федора Поленова, внука художника) смогла не только сохранить, что осталось ей от советской поры, но и многое вернула и отремонтировала. Дала усадьбе вторую жизнь.
"О, это была авторитетная женщина, - до сих пор с дрожью в голосе вспоминают капитаны тарусских катеров, - Наталья Николаевна каждому из нас могла позвонить хоть посреди ночи, и мы без лишних слов срывались и летели по ее поручениям".
В истории культуры это должно остаться - усадьбу Поленова сохранили не только сын и внук Василия Дмитриевича, но и их жены.
"Сама я в качестве хозяйки места нахожусь только в начале своего пути, - говорит Наталья Федоровна, - но тут передо мной примеры моей матушки Натальи Николаевны, моей бабушки Анны Павловны. И конечно, жены художника Натальи Васильевны. В общем, без этих трех женщин, - тут правнучка делает небольшую паузу, - ну, что-то бы случилось, но не так".
Жизнь для других
В молодые годы талантливый Поленов попал под крыло промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова, который в своей усадьбе Абрамцево собрал весь свет художников, режиссеров, писателей. Благодаря Поленову в этой подмосковной "резиденции" на свет появилось много шедевров - не только живописных, но и театральных - в кружке много ставили, а Поленов создавал эскизы, писал пьесы и даже сам играл. Наконец, в Абрамцеве Василий Дмитриевич вместе с друзьями возвел и расписал знаменитый храм во имя Спаса Нерукотворного.
Это было место, по которому люди ностальгируют всю жизнь, и Поленов однажды решил, что должен построить свое Абрамцево. Пусть без такого размаха, как у живущего на широкую ногу Мамонтова, но с теми же идеями: людей - просвещать, пространство - наполнять смыслами.
Купив землю под усадьбу, Поленов сразу решил, что строит ее не только для себя. В большом доме он открыл картинную галерею, куда доступ был у всех желающих. Но если бы только на музее остановился художник - нет, народный театр ему подавай! "Не развлечения ради, а просвещения для". Чтобы серые будни крестьян наполнить светом искусства. Те художника, конечно, поначалу называли "блаженным барином", потом уже он для них стал "Василь Дмитрич - строитель", который за 35 лет сделал для простых людей так много, сколько никто не делал для них за века. Троицкая церковь - как "дом молитвы и храм искусства" - тоже была возведена по просьбе крестьян и ради их же будущего. Впрочем, в этом будущем те же крестьяне позволили церковь закрыть, а потом ее камни прекрасно приспособили под собственные, совсем не духовные, нужды. Медленная реставрация беховской Троицы, как памятника архитектуры, началась только в 1975 году.
Последней большой художественной работой уже 77-летнего Поленова была диорама - маленький световой театр с подсвеченными картинками кругосветного путешествия. И она тоже была создана для людей. Диораму Поленов возил по окрестным школам. В одном из писем художник рассказывает: "Я работал над ней 4 года. А если углубляться в даль годов, то и все 60 лет. Для меня было большой радостью, это восторг ребятишек в школах". В этом письме весь Поленов. Добряк-интеллектуал, который никогда не жил только для себя.
Диорама сохранилась, ее можно увидеть в одном из строений усадьбы.
От Троицы - к трем богатырям
Наталья Поленова: "Василий Дмитриевич считал несправедливым, что большим городам отдано все - музеи, театры, библиотеки, он хотел, хотя бы в малой доле, дать все это деревне. Вот такая простая мысль, за которой огромный пласт работы, культуры, служения".
Как человек, который сумел гектары земли превратить в "райские сотки", Поленов никуда из своей усадьбы отсюда не ушел даже после смерти. То есть, приехав сюда, вы сможете встретиться не только с наследием большого русского художника, но и с его душой.
"Это очень сильное знание, которое приносит утешение, - продолжает Наталья Федоровна, - когда уходит кто-то из членов нашей семьи, присутствие его ты все равно ощущаешь. Вот уже скоро сто лет как нет с нами Василия Дмитриевича, но мы чувствуем его присутствие через его картины, через артефакты им привезенные, через все, что им здесь сделано и им наполнено".
В своем художественном завещании Поленов предупреждал, что никогда никуда из созданной им усадьбы не уйдет, именно так надо понимать слова Василия Дмитриевича о том, что после смерти творца "бытие его остается и переходит в то, что он сотворил".
Что касается меня, то "привет" от Поленова нашему времени я встретил в столовой большого дома - здесь выставлен первый эскиз картины Васнецова "Богатыри".
Это известная история - когда Васнецов и Поленов были в Париже, Виктор Михайлович затосковал по Родине и начал писать богатырей. Первый эскиз маслом понравился Поленову, Васнецов предложил - забирай себе. Но Василий Дмитриевич отказался, мол, когда напишешь большую картину, тогда этот первый вариант и отдашь. Поленову пришлось ждать больше двадцати лет. Но оно того стоило.
Если учесть, что в советское время "Богатыри" во всех школах и вузах заменили икону Троицы, то пребывание эскиза в усадьбе Поленова не кажется случайностью - ведь именно здесь вот уже век осмысляется бытие не только художника, но и той России, "которую мы любим".