Оседлав повальное увлечение психологией, маститые режиссёры от Финчера до фон Триера принялись изучать маршруты тараканов в головах маньяков. "Окно Овертона" расширялось, сквозь него убийцы и насильники всё активнее выпячивали свои перверсии, начиная претендовать понимание и даже сочувствие. Наконец тренд докатился до России. Среди недурных и стильных "Метода" и "Казни" не затерялся Сарик Андреасян, неожиданно склепав совсем не стыдного "Чикатило".
Нарастало предвкушение эволюционного скачка. Однако цепочка ДНК разомкнулась, и даже при наличии всех необходимых для добротного триллера деталей режиссёру "Одержимой" Игорю Волошину не удалось собрать цельную композицию. Очевидно, картину задумали не ради нового слова в жанре, а из расчёта запрыгнуть в хайптрейн, словно бестолковые абитуриенты, в 90-х и нулевых толпившиеся у порогов экономических и юридических факультетов, а сейчас осаждающие сферу IT.
Сюжет "Одержимой" крутится вокруг судмедэксперта Лизы (Лукерья Ильяшенко) - девушки, стремящейся унять внутреннюю тревогу за счет энергичной ротации сексуальных партнеров обоих полов. В какой-то момент полиция начинает находить трупы её любовников с напечатанными прямо на теле фотографиями. Дело ведёт хмурый следователь Воронин (Олег Васильков), у которого несколько лет назад при загадочных обстоятельствах пропала дочь. Параллельно Лиза пытается своими силами вычислить убийцу.
Не слишком запутанный клубок будет размотан довольно быстро в результате череды занудных, динамично сменяющих друг друга сцен. Если отбросить лишние реверансы, "Одержимая" - слабая в профессиональном плане работа. Дело не в избитой детективной формуле "а-ля Пуаро", когда разоблачитель в самом конце зачитывает "письмо" зрителю, объясняя что к чему. И даже не в видавшем виды рояле в кустах, который мог удивить в культовом кино конца 90-х, но, повторно использованный в недавней отечественной экранизации комикса, вызвал только недоумение.
Полнометражный фильм "Одержимая" вырос из проекта "Змееносец" - цикла из нескольких пятнадцатиминутных серий. В результате грубой хирургической операции родилось лоскутное чудовище Франкенштейна, стремящееся "окучить" максимально широкую аудиторию. Для эстетствующих гиков - разная экранная оптика, аллюзии и отсылки к мировой классике от "Мертвеца" Джармуша до "Терминатора". Для зрителя попроще - интенсивная обнаженка. Однако эта солянка, разбавленная идиотскими погонями и перестрелками, сварганена наскоро, тяп-ляп и предельно схематично, словно по настольному пособию для начинающего автора триллеров.
В пустых глазах артистов нет и намёка на внутренний текст. Заваливающаяся набок, эпилептически дергающаяся камера могла бы сойти за смелый эксперимент, если бы на фоне время от времени не вылезал убогий хромакей. Творцы не успокаиваются и строчат банальностями, начиная с морских глубин, призванных стать метафорой темного подсознания, и заканчивая чеховским пропеллером - если такой появится в начале сцены драки, то в её конце обязательно превратит кого-нибудь в фарш. Неожиданно всплывающие цитаты из Уильяма Блейка смотрятся словно мраморная колонна в покосившемся полусгнившем заборе - неуместно и претенциозно. В подобном винегрете немудрено упустить какую-то важную авторскую задумку. Но вызывай хоть к каждому кадру пояснительную бригаду, "Одержимую", нищую в плане выразительных средств, уже не спасти.
Отдельного упоминания, безусловно, заслуживает Лукерья Ильяшенко, чью сексуальную энергию безбожно эксплуатируют кинопроизводители (от "Сладкой жизни" до Happy End), швыряя голым задом на амбразуру зрительского голосования. Кажется, и сама актриса, замечтавшись о лаврах Шэрон Стоун, забыла, что муза Пола Верховена брала не количеством эротических фильмов, а их качеством.
Оценка - 1,5 из 5