- Никогда не думал о том, что цирк может быть с тифлокомментариями, - удивляется Владимир, которого сложно чем-то удивить. В свои 28 он объездил более 20 стран, побывал почти во всех регионах нашей страны, ходил на яхте, прыгал с парашютом. О своих приключениях он рассказывал "РГ"
- Я не фанат таких шоу, но для расширения кругозора это, однозначно, отличный проект, - считает Владимир. - Ничего подобного в России не было. В цирке на Фонтанке было огромное количество незрячих, около 50 человек, это очень большая аудитория. Как минимум многие были удивлены, как максимум - в восторге. Для слепого цирк - просто громкая музыка и вопли клоунов, но с тифлокомментатором - настоящее представление.
Попробуйте описать незрячему, как стоит акробат, как на него взбирается гимнастка, потом - на канат, с каната свешивается, переворачивается, вставляет ноги в кольца и уносится под купол... Все это очень быстро, и все нужно уложить в общий сюжет. Невероятно трудно. Поэтому комментарии готовятся заранее. Владимир говорит, что хороший специалист умеет быстро соотносить комментарии с происходящим. И это намного сложнее, чем синхронный перевод. Благодаря точному и талантливому переводу, Владимир увидел мюзикл на воде, с красивыми подтанцовками пловчих-синхронисток.
- Девушки постоянно танцевали в воде, а на бортиках бассейна или на самом озере постоянно что-то происходило, - рассказывает он. - Действия главного героя сопровождались акробатическими номерами, а в перерывах, когда переставляли декорации, выступали клоуны. Все это сопровождалось хорошей музыкой и вокалом.
До этого представления его единственным знакомством с цирком была книга "Три толстяка".
- Если раньше мне представлялось, что цирк - это акробаты и клоуны, то теперь все открылось по-другому, - делится зритель. - Поскольку я технарь, мне было интересно, техническое описание всех конструкций, как на них крутятся, прыгают гимнасты. Это очень сложное описание. Я понял, что все было описано не до конца, но для первого раза - более чем достаточно. Можно написать миллион тифлокомментариев, очень подробно, но мозг просто не воспримет такое количество информации. Это чем-то похоже на парфюмера, он пробует разные одеколоны, и в какой-нибудь очередной раз понимает, что уже не воспринимает запах. Нужен перерыв.
Представление незрячие зрители "смотрят" в наушниках. Тифлокомментатор комментирует происходящее, иногда делает паузы, чтобы слепой зритель мог услышать музыку, звук спецэффекта и аплодисменты. После представления зрители побывали за кулисами, потрогали руками костюмы, инвентарь, поговорили с артистами - и тут уже яркий цирковой паззл окончательно сложился в полноценную картину.
- Было бы классно, если бы было два тифлокомментатора, чтобы они обменивались эмоциями, как в фигурном катании, - замечает Владимир. - А вообще, живой цирк - это здорово. Когда клоун пробегает мимо тебя, ты чувствуешь дуновение ветра. Чувствуешь себя единым целым с другими, слышишь их восхищения, сам восхищаешься. Совсем другой уровень восприятия. У моих коллег-путешественников нет проблем с перемещениями, а у большинства незрячих - выход в мир бывает в лучшем случае раз в неделю. Вылазка куда-то играет огромную психологическую роль для слепого. Для большинства незрячих зрителей это очень яркое впечатление.
Татьяна Бушкова, первый заместитель генерального директора "Росгосцирка":
- Цирковое искусство не имеет границ, оно говорит на языке мира и должно быть в полной мере доступно для всех людей. Тифлокомментирование - это тот самый способ коммуникации, который позволяет незрячим зрителям оценить визуальную часть цирковых спектаклей, увидеть пусть не глазами, но сознанием. Слабовидящие и незрячие люди смогут сформировать полноценный образ того, что происходит на манеже.
Ксения Дмитриева, тифлокомментатор первой категории и руководитель программы "Особый взгляд" благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт":
- Цирк - семейный отдых. В нашей стране проживает множество семей, в которых есть дети с инвалидностью по зрению, или наоборот, родители ограничены в зрительных возможностях. Это накладывает определенный отпечаток в равном доступе к семейному досугу. Сейчас мы адаптируем пять программ в пяти из 38 цирков России. Эти программы будут гастролировать, их сможет увидеть максимальное количество человек.
Идея проекта "Цирк на ощупь" родилась совместно с Росгосцирком. То, что в их стратегии есть пункт про создание доступной среды для разных людей, стало важным подспорьем в создании проекта. Кроме того, наши подопечные уже показали спрос не только к спектаклям, фильмам, музейным программам, но и цирковым представлениям. У Росгосцирка уже есть опыт реализации инклюзивных проектов основанных на арт-терапевтических методиках, и коллеги хотели масштабировать его для незрячих посетителей. До этого проекта цирковое искусство было несправедливо недоступно для людей с нарушением зрения. После представления зрителям представится редкая возможность побывать за кулисами - пообщаться с артистами и "рассмотреть" реквизит. Это очень важно для тактильного восприятия. Такой синтез описательной части и тактильного интерактива даст возможность людям с ограниченными возможностями по зрению полностью окунуться в атмосферу цирка.
Справка "РГ"
Уникальный проект "Цирк на ощупь" появился благодаря программе "Особый взгляд" благотворительного фонда "Искусство, наука и спорт" и "Росгосцирку". Чтобы незрячий зритель "увидел" происходящее, цирки страны оснастили специальным оборудованием для тифлокомментирования и научили сотрудников общению с особенными зрителями. Проект протестировали в Новокузнецком и Воронежском цирках. Получив множество восторженных отзывов, проект решили развивать дальше. В апреле Санкт-Петербургский цирк на Фонтанке представил мюзикл на воде "Одиссея".