17.08.2022 00:00
Культура

В чем секрет популярности Муслима Магомаева? Рошаль, Энтин, Эмин вспоминают певца

Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Федеральный выпуск: №181 (8829)
Муслим Магомаев не учился по пособиям, не ходил на тренинги "как стать кумиром" (или, не к ночи будь помянут, "королем эстрады") и не участвовал в ток-шоу со скандалами и сплетнями для популяризации себя. Другое было время, и он сам - другим. Он не терял достоинства и оставался подлинным кумиром большой страны. Он из тех кумиров, которые могли преподнести "широким массам" по-настоящему высокое искусство. Не опускаясь, не заискивая и не угождая - а приподнимая всех вокруг.
Читать на сайте RG.RU
Певец Муслим Магомаев

Обучение прошел в Ла Скала - а пошел в эстраду. Песни его тогда не называл никто "хитами" - и вот теперь всем этим песням далеко за тридцать лет, но для любой сегодняшней "звезды" они мечта и украшение концерта.

17 августа ему бы исполнилось 80 лет. И оперная мощь, и артистизм, и благородство - все это, конечно, про него, про Магомаева. И все же, в чем его секрет? Его не забывают ни поклонники, ни музыканты. За ответом "РГ" обратилась к друзьям, коллегам и ученикам великого артиста.

Леонид Рошаль, Президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии:

- Это был сильный, очень талантливый человек, серьезно относившийся к своему творчеству и творчеству других, не любивший пошлятины, задававший высочайшую планку и по жизни тоже. Жаль, рано ушел из жизни. Надо было меньше курить. Он выкуривал по три пачки в день и говорил, помню: "Если бы мне второй раз дали жить на этом свете, я бы все прожил точно так же. Только не курил бы..."

Маэстро Магомаев втихаря пел Пресли и слушал джаз на "ребрах"

Юлий Гусман, режиссер:

- Муслиму никогда ничего не давалось легко, потому что он был человеком, для которого важна каждая деталь, каждый звук. Казалось бы - не зарывайся, не старайся быть лучше всех. Но Муслим опять и опять начинал все сначала. Я присутствовал на одном из первых его спектаклей в Азербайджанском театре оперы и балета, где он пел Фигаро в "Севильском цирюльнике". Я, восхищенный, прибежал к нему в гримерку, чтоб поздравить с блестящим выступлением. "Да ты что, - он замахал руками. - Я и там недотянул, и там. А финал просто стыдно вспомнить..."

Он просто стремился везде все делать на суперуровне. Однажды "жертвой" такого стремления стал и я - когда машину, в которой был Муслим и мы с братом, после концерта в Казани зрители подняли и понесли на руках...

Юрий Энтин, поэт и сценарист мультфильма "Бременские музыканты":

- Муслим был еще и прекрасный пародист, и мы с Василием Ливановым, услышав на гибкой кругозоровской пластинке Магомаева, изображавшего певцов от Шаляпина до Полада Бюльбюль Оглы, решили позвать его озвучить Трубадура, Сыщика и Атаманшу.

Он пел все с листа, быстро выучив ноты и заглядывая лишь в текст. Мы хотели, чтобы "Луч солнца золотого" Магомаев спел своим узнаваемым, сильным, не "мультяшным" голосом - и все получилось с первого же дубля.

"Гениальный сыщик" вышел не сразу, Муслим все добивался от Гладкова - каким голосом ему петь. Тот подумал и сказал: "наждачным!" Певец все понял, спел блестяще - и до сих пор никто не верит, что это Магомаев. А знаменитое "о-йе!", кстати, он сам придумал. Гладков показал ему, как петь Короля - но Муслим сказал, что так, как у композитора у него все равно не получится, и Короля озвучил сам Гладков. Вся работа заняла около двух часов!

Студия "Тритэ" Михалкова снимет фильм по "Бременских музыкантам"

Подписывать ведомость, где была проставлена немалая сумма, Магомаев отказался, сказав, что это для него это была не работа, а сплошное удовольствие. А через несколько дней пригласил нас на свое тридцатилетие в ресторан гостиницы "Россия", то есть, получилось, что это он нам заплатил, а не мы ему.

Александр Шилов, художник:

- Когда я работал над портретом Муслима, он, позируя, просил обязательно показывать ему ход работы - и я всегда показывал, хоть это и не в моих правилах. Ведь он и сам любил рисовать и иногда звал меня к себе домой, чтобы я подсказал ему то одно, то другое. Муслим любил Верди и однажды я увидел у него на мольберте репродукцию портрета композитора. "Ты знаешь, никак не получаются глаза..." А глаза - элемент сложный, тут надо знать анатомию, строение черепа. Я ему один глаз исправил, а второй, говорю, сам исправишь. "Ну, нет, не буду!" Хотел сразу. Терпения ему, конечно, не хватало...

Но зато сам был щедр на похвалу. Однажды у него в гостях мы с Тамарой дуэтом спели "Не пробуждай воспоминанья", романс Булахова. Муслим, аккомпанируя нам на рояле, то и дело поднимал большой палец. А потом похвалил меня, дескать, молодец - ни разу не ошибся!

Эмин, певец:

- Он бывал в гостях у моих бабушки и дедушки, наши семьи дружили и часто собирались одной веселой компанией. Муслим Магометович сажал меня на колени, рассказывал что-то интересное из своей жизни, а я просто слушал, заслушивался его баритоном, не очень вникая в то, что он говорит. Вокруг было много смеха, теплоты, душевности...Тогда я, конечно, не осознавал, у кого на руках сижу.

Через несколько лет, подростком, я переслушал всю его музыку, все понимал и уже стеснялся его присутствия. К тому времени Магомаев жил в Москве, мы созванивались, я приходил к нему и Тамаре Ильиничне в гости, он играл на рояле, мы все вместе пели My way или O sole mio. Я краснел, стеснялся - но тоже пел...

Сергей Волчков, победитель шоу "Голос":

- У Магомаева я учусь, прежде всего, вниманию к содержанию песни. Он же "читает" ее, актерски играет эмоциями и голосом, переходя от тишайшего пиано до стального фортиссимо, как в "Мелодии любви" или "Сердце на снегу". В следующей вещи уже дурачится, становится героем-любовником, добавляет в голос азербайджанские переливы... Тамара Ильинична Синявская, с которой я много общался, говорила, что мимикой и жестами можно обмануть - но тембр голоса никогда не врет. А я, слушая Магомаева, верю каждому слову.

После победы в "Голосе" Градский сказал мне: "Теперь тебя будут звать на кулинарные шоу или кататься на коньках - но ты в эти моменты мысленно примеряй к себе пальто Магомаева".

Как серб Милош Бикович вжился в роль Муслима Магомаева

Евгений Кочергин, телеведущий:

- Я часто вел в Колонном зале концерты с его участием. Объявлял, как полагалось тогда - красиво, сдержанно, тембрально: "Для вас поет народный артист Советского Союза Муслим Магомаев". И выходил Муслим - само благородство, сдержанность, аристократизм.

Потом за кулисами, на лестнице, разговариваем о разном. Он одну за другой курит "Мальборо", я делюсь опытом, как бросить курить. Он сетует, как мало стало вдруг и певцов, и мелодий хороших. Да и хорошие - вот, например, Лариса Долина - певица джазовая, а поет попсу... Я говорю ему: так джаз теперь "не кормит"… Он очень ценил Ларису Мондрус, называл ее одной из лучших певиц. У них и дуэт был прекрасный, помните, "Разговор птиц": "Ветер однажды песнь донес, / Пели две птицы в час ночной"…

Никогда не забуду, как на одном из концертов в Колонном зале увидел Тамару Синявскую. Он на сцене за роялем, а она стоит за кулисами. Не отрывает взгляда от него, повторяет про себя слова песен, пропевает каждую ноту, вся на сцене, вместе с ним.

Певец Муслим Магомаев
Музыка