О чём свидетельствует и новый всплеск внимания к знаменитой дилогии, наблюдающийся в последние месяцы. В первом квартале года с успехом прошёл повторный прокат обеих частей, сопровождавшийся жаркими дискуссиями об их смысле и ценности, а сразу две группы шутников с разным успехом решили громко хайпануть на названии, объявив о работе над "Братом 3".
Компания BUBBLE, ставшая широко известной благодаря экранизации её комикса "Майор Гром: Чумной Доктор", решила отметить дату по-своему. То есть - выпустив сборник комиксов по мотивам "Брата" и "Брата 2". Выходит он 27 августа.
Собранные в небольшом томике под заголовком "Брат. 25 лет" 10 новелл созданы усилиями разных авторов и имеют совершенно различные форму и содержание. Какие-то из них удались больше, какие-то меньше. Какие-то самым тесным образом связаны с миром и видением Балабанова, другие лишь от него отталкиваются, предлагая нечто принципиально иное.
Но все так или иначе подсвечивают стороны уникального явления, позволившие ему стать символом не такой уж давней, но уже очень далёкой эпохи, а протагонисту - трагическим архетипом беспокойного десятилетия. Тем более что о беспокойных годах сейчас вспоминать самое время.
Есть здесь, например, классические "приквелы", которые показывают становление хорошо знакомых героев, раскрывая по-новому их характеры. В одном мы видим, как Данила Багров на самом деле "отсиживался писарем в штабе", в другом - наблюдаем за эволюцией (или, скорее, деградацией) его несчастного брата Татарина, в третьем - наблюдаем ироничным взглядом авторов за взрослением мрачно-комичного персонажа Круглого - бандита и любителя изъясняться поговорками.
Можно найти в сборнике и прямые "сиквелы", которые следят за судьбами проститутки Мерилин (это по-русски Даша) и благородного бомжа Немца. Как и зарисовка о современном ретроградствующем фанате Данилы, они пронизаны светлой грустью и ностальгией - не по хаосу и беспределу, разумеется, а по ушедшей вместе с ними в далёкое прошлое честной простоте и наивности. Находится место даже симпатичному и непритязательному "спин-оффу", посвященному одному особенному дню из жизни того самого затюканного трамвайного контролёра.
Также обнаруживаются куда более заковыристые сюжеты - тоже, впрочем, зачастую связанные с темой слома эпох и полные рефлексии по этому поводу - горькой, но не лишённой иронии, как в фантасмагорично-гротескном рассказе о вернувшемся в Россию Татарине и в ёмкой аллегории убийства детской мечты.
Ну а самой эффектной, нетривиальной и остроумной получилась, пожалуй, вариация знакомого сюжета, перенесённая в декорации киберпанковой антиутопии с названием "Брат 2102", самим по себе уже имеющим двойное дно. Смелый эксперимент по превращению "Брата" в своеобразный ремейк "Бегущего по лезвию" с его рассуждениями о постгуманистической этике, украшенный забавными пасхалками и неожиданными отсылками, удался.
Пасхалок и отсылок тут вообще много абсолютно в каждой новелле - понятно, ведь ради фан-сервиса всё изначально и затеивалось. "Брат. 25 лет" - из тех милых необязательных вещиц, к которым в принципе нельзя относиться слишком серьёзно. Главное, что делалось с любовью - и это ощущается. Так что поклонники Балабанова с чувством юмора (а разве есть другие?) вполне могут оценить труд большой команды по достоинству.