- Ваше преосвященство, почему вы оставили военную карьеру и посвятили себя духовной жизни?
Епископ Савватий: Военная служба и церковная служба только внешне кажутся далекими друг от друга. Думаю, что перед каждым парнем, который решил связать себя со службой в армии, встают вопросы: готов ли я умереть, если Родина прикажет, и что будет после смерти? Ответом было мое поступление в Омское высшее общевойсковое командное училище. Попасть туда было сложно. Конкурс большой - десять человек на место.
Не только суть военной и церковной службы, но и истинная философия начинаются у могильной плиты. Для офицера и священнослужителя смерть такая же штатная ситуация, как и жизнь. И Господь в Евангелии изрекает: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" и далее: "ибо, где будет труп, там соберутся орлы". На Руси считали три профессии святыми: хлеб растить, Богу служить и Родину защищать.
Служба и духовность - понятия нерасторжимые. Тем более, что крещение - тоже своего рода присяга, но духовная, Богу.
Я служил в армии, но одновременно посещал богослужения. В начале 1990-х меня перевели в Новосибирскую область на должность заместителя районного военного комиссара. А в 1994 году решил попробовать восставить разрушенный храм в селе Покровка - в Омской области. Тогда же обратился за советом к митрополиту Омскому и Тарскому Феодосию. По благословению владыки начал алтарничать. В 1995-м меня перевели уже в город Тара - там же, в Омской области.
4 ноября 1995 года стало для меня особой датой. В этот день я был рукоположен в сан диакона, а 5 ноября - иерея. Через год в звании капитана оставил военную службу, поскольку был назначен благочинным самого отдаленного северного района Омской области и настоятелем Свято-Никольского храма села Усть-Ишим с послушанием строить монастырь в таежном селе Вятка, где сохранился деревянный храм святого Василия Блаженного. До архиерея и вообще до ближайшего священника было далеко, поэтому многому в церковной жизни меня учили местные старушки.
- Как к такому выбору отнеслись близкие?
Епископ Савватий: Подобный шаг должен был шокировать окружающих, но моих родных и близких это почему-то не удивило.
- С каким чувством вы встретили известие о назначении в Кыргызстан?
Епископ Савватий: Для меня это было неожиданно, но я почувствовал в душе теплоту и радость. Россия и Кыргызстан как минимум три раза были в составе одного государства. Во времена Золотой орды, Российской империи и Советского Союза.
День прибытия выпал на празднование дня небесного покровителя Кыргызстана святого преподобноисповедника Ираклия Иссык-Кульского и совпал с приемом в посольстве РФ по случаю Дня России. Первые месяцы я посвятил объезду приходов епархии. Их в Кыргызстане более пятидесяти. Сейчас мы акцентировали внимание на поддержке пострадавших баткенцев - на базе отдела социального служения и церковной благотворительности.
Я выезжал в города Айдаркен, Баткен и Сулюкту, встречался с руководством Баткенской области и знакомился с работой координатора епархиального отдела по социальному служению и церковной благотворительности.
- Каковы первые впечатления о Кыргызстане?
Епископ Савватий: Я прибыл в Кыргызстан не так давно, но, размышляя о его месте в мире, у меня возникли такие мысли. С древнейших времен горы Кыргызстана - Тянь-Шань или Небесные горы - место встречи цивилизаций. С востока у их подножья обрел покой мир Поднебесной империи, с запада - мир тюркский, с севера - мир русский. В горах Тянь-Шаня самая высокая вершина - Пик Победы в Великой Отечественной войне как высшее достижение реального взаимодействия этих миров. Есть в горах и пик Путина.
Под этими вершинами хорошо собираться представителям древних цивилизаций. Пики разные, но все в одной гряде Небесных гор. Еще есть в Кыргызстане горная жемчужина - озеро Иссык-Куль, горячее, как сердце. И сама республика находится в центре Центральной Азии, на перекрестке основных силовых линий Великой Евразии, Шелкового пути, Чайного пути и интеграционного проекта "Один пояс - один путь".
Миссия Нового Кыргызстана - быть как Шелковый путь в древности, то есть пространством взаимодействия народов Великой Евразии, перекрестком экономического и духовно-культурного обогащения. Об этом и говорил президент Кыргызстана Садыр Жапаров в городе Чолпон-Ате на саммите глав государств Центральной Азии.
Кстати, буквально на днях я посетил место, где в XIII-XIV веках располагалось крупное христианское поселение Тарсакент, в переводе "Город христиан". Географически это в пригороде Бишкека, в окрестностях села Кара-Жыгач в Чуйской долине. Побывал и на месте, где с VI века стояла столица Тюркского Каганата - город Суяб. Он находился близ современного города Токмок. В кремле столицы Тюркского Каганата археологи в 1954 году нашли четыре христианских церкви. То есть здесь, на Тянь-Шане, испокон веков жили люди разных вероисповеданий. Поэтому Кыргызстан, полагаю, может и должен стать перекрестком экономического, культурного и духовного обогащения народов. Я часто говорю прихожанам, что есть такие ценности, как любовь к родителям, уважение к старшим, которые не зависят от того, к какой религиозной конфессии или национальности человек принадлежит.
- Русская православная церковь планирует развивать сотрудничество с Духовным управлением мусульман?
Епископ Савватий: Дружеские отношения с ДУМК установили еще мои предшественники. Сделаю все возможное, чтобы они развивались на общее благо народа Кыргызстана. Еще до приезда в страну я встречался в Москве с представителями Духовного управления мусульман КР, а также с лидерами диаспоры. Прибыв в Бишкек, вскоре встретился с муфтием Замиром кары Ракиевым. Оказалось, я немного опередил его с визитом, так как он тоже собирался меня навестить.
Я прочитал Коран и Новый Завет примерно в одно время. Не могу сказать, что знаю наизусть суры и аяты, но общий смысл мне понятен. Мы верим в единого Бога.
Цель у нас с муфтием одна - служить Богу и народу Кыргызстана.
- Какие культурные и гуманитарные проекты епархией запланированы на будущий год?
Епископ Савватий: Я не хотел бы заранее что-нибудь афишировать. Но есть желание сделать наши приходы общенародным местом, где люди собирались бы не только на религиозные праздники или мероприятия, но и как в большой общий дом, где Бог отец, а мы все братья и сестры.
"Досье РГ"
Савватий, епископ Бишкекский и Кыргызстанский (Сергей Николаевич Загребельный). Родился 5 августа 1967 года. В 1988 году окончил Омское высшее общевойсковое командное училище имени Фрунзе с присвоением звания лейтенанта и квалификации "инженер по эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники". В 1989-м окончил курсы Генерального штаба. В 1995 году переведен на военную службу в Омскую область в город Тара. 4 ноября 1995-го рукоположен в сан диакона, 5 ноября - в сан иерея.