Целый ряд цифровых инструментов, прописанных в постановлении, уже давно внедрен многими застройщиками. В первую очередь оцифрованы бизнес-процессы и регулирование документооборота. И для этого есть объективные причины. "Цифровизация существенно ускоряет все этапы и процессы: от получения разрешения на строительство и начала самих работ до взаимодействия жителей домов с управляющими компаниями", - говорит Сергей Колунов, депутат Государственной Думы, член Комитета по строительству и ЖКХ.
В основе цифровизации строительства лежат технологии BIM-моделирования. Они позволяют сократить общие издержки и время проектирования от 30% до нескольких раз. Сегодня в Германии примерно 70% строительных компаний применяют BIM. Во Франции BIM применяют 35% девелоперов. В России на уровне правительства о них заговорили лишь в 2014 году, отмечает Юлия Зубарик, руководитель градостроительного бюро MASTER"S Plan.
"С 1 января 2022 года все государственные строительные заказы в России должны проектироваться в BIM. Так остается цифровой след движения и правок в проектной и сметной части с учетом контроля графика и этапов проектов. Все выстроено на интеллектуальном уровне и в 3D-модели, в сметы и календарные графики можно вводить изменения в сторону улучшений и оптимизации. BIM-технологии дают возможность управлять всем процессом строительных проектов от начала до конца, масштабировать успешные проекты по регионам и самое главное - после ввода в действие строительного объекта отслеживать его состояние и управлять уже на стадии эксплуатации в ЖКХ, капитальным и текущим ремонтом и обслуживанием коммуникаций и дворов", - говорит Зубарик.
Объем мирового рынка BIM-технологий в 2019 году составлял порядка 4,9-5,2 млрд долларов, ожидается, что к 2027 году он превысит 15 млрд долларов. В России в 2019 году объем рынка BIM-технологий составлял всего 70 млн долларов. По прогнозам, к 2023 году он вырастет примерно в 3-4 раза. Однако BIM-индустрию не обошли вниманием западные санкции. Перевести всех девелоперов на российские технологии моделирования и цифровых двойников оказалось затруднительно. Узким местом стало объединение и перенос данных из разных систем и программ. Ожидается, что новые IT-решения начнут поступать с 2023 года. Пока же идет балансировка требований нормативных документов и возможностей отечественного ПО, поясняет Алексей Бабинов, руководитель департамента информационного моделирования и автоматизации WE-ON GROUP.
"В данный момент закладываются принципы взаимодействия участников строительного процесса - на основе цифровизации документооборота между участниками. Однако программное обеспечение для этого еще не готово. "Так, например, XML-схемы, разрабатываемые минстроем, сейчас приходится заполнять вручную. Разработать необходимые сервисы - чисто технический процесс, и разработчики отечественного ПО уже занимаются этим", - уверен эксперт.
При этом, отмечает Колунов, крайне важен именно комплексный, платформенный подход, когда оцифровываются не только процессы, но и создаются сервисы, рассчитанные на конечного потребителя. "Например, как бы сегодня ни продвигали "Умный дом", но без цифровизации управляющих компаний этот продукт не интересен конечному потребителю", - уверен Колунов. Однако пока что по этому аспекту возникает все больше вопросов.
Так, одним из ключевых понятий стратегии стал "полный жизненный цикл объекта", то есть предполагается, что внимание фиксируется не только на этапе строительства, но и на дальнейшем обслуживании и управлении. Кроме того, впервые в документах такого уровня упомянуты "цифровой двойник" и "умный дом", относящиеся к эксплуатации жилья. Однако, несмотря на это, внимание цифровизации жилого фонда уделено недостаточное, обращает внимание генеральный директор "Лаборатории цифровизации жилья" Кирилл Захарин.
"Данные используются в целом для всех объектов, не выделяя их назначение. Жилью посвящена большая часть стратегии, но опять же про стадию строительства. Решений для эксплуатации жилья не так много, а там много особенностей, связанных с особенностями формирования и управления общедомовой инфраструктурой. И если это не будет урегулировано, вводимые новые 1 млрд кв. м (+40% к фонду) так и останутся без современных решений - "цифровыми заброшенками", - полагает Захарин.
Отчасти проблема может быть решена на базе концепции цифровизации многоквартирных домов, разработанной АНО "Умный многоквартирный дом". В рамках документа предлагается объединить всю имеющуюся номенклатуру устройств, а также ввести регулирование в части обязательной установки приборов учета теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и газоснабжения до 2030 года.
Крайне важным считают эксперты и появление своего рода "одного окна" для участников строительной отрасли. Платформы, в рамках которой можно было бы решать все возникающие задачи. Все уже почувствовали эффект портала госуслуг - когда нет нужды ходить по кабинетам, различным ведомствам, стоять в очередях, и это уже кажется привычным. Реализация именно этой задачи должна в итоге связать всю работу по цифровизации строительства в один единый организм, отмечает руководитель Комиссии по цифровизации Общественного совета при минстрое, президент Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) Михаил Викторов.
"Сейчас стройка ускоренными темпами втягивается в разработку подобного рода сервисов. Существенной частью стратегии является так называемый суперсервис "Цифровое строительство", который обеспечит оказание услуг в этой сфере различным группам граждан и бизнеса. Это и индивидуальное, и многоквартирное строительство, и подключение сетей, и различные виды услуг, от получения разрешения на строительство и прохождения экспертизы до получения разрешения на ввод в эксплуатацию", - считает Викторов.
В результате реализации мероприятий, заложенных в стратегию к 2030 году, должна быть создана единая цифровая система управления строительной отраслью и ЖКХ, созданы "цифровые двойники" объектов капитального строительства, используемые на всех этапах жизненного цикла таких объектов, 50% многоквартирных домов должны быть оснащены интеллектуальными системами общедомового учета ресурсов, а 100% диспетчерских служб муниципальных районов и городских округов подключены к системам мониторинга инцидентов и аварий на объектах ЖКХ.