"Нет"
Над ранчо молодых американцев Хейвудов - О Джея (Дэниел Калуя) и Эм (Кеке Палмер) - вдруг начала появляться загадочная штуковина: то ли инопланетный корабль, то ли скорее живой организм, способный принимать различные формы. К тому же плотоядный и крайне агрессивно реагирующий на прямые зрительные контакты - что отнюдь не удерживает героев от желания снять его на видео. Осталось только придумать хотя бы относительно безопасный вариант.
Автор "Нет" по-прежнему берёт на главные роли исключительно небелых актёров (к неграм тут добавился азиат), однако свою любимую расовую тему на этот раз затрагивает лишь по касательной, на уровне пары-тройки мимолётных замечаний. В данном случае основной объект сатиры - собирательный образ человека смотрящего, то есть зависимого от потребления визуального контента. Ну и тем, кто такой контент фанатично производит, тоже, разумеется, досталось - пусть Пил, будучи профессиональным кинематографистом, не может не испытывать к ним определённых симпатий.
Впрочем, фирменной пиловской самоиронии последнее ничуть не отменяет. Он сделал картину про буквальную опасность зрелищной индустрии самой зрелищной в своём резюме. Роскошный формат IMAX, плёнка в камере прославленного Хойте ван Хойтема, сочетание CGI-эффектов с классными практическими - ни дать ни взять Стивен Спилберг. С другой стороны, присутствуют здесь и отсылки к великим вестернам прошлого, и сюрреализм Линча, и родной для JP искромётный скетчком, и мрачный сайфай Карпентера; только успевай подмечать детали, сверяясь с интернетом и постоянно восхищаясь насмотренностью режиссёра, собравшего столько всего воедино.
Правда, кому-то такая насыщенность наверняка покажется проблемой, поскольку фильм чуть интереснее анализировать с заумным видом и разбирать на составные части, нежели смотреть. Этим же, кстати, слегка страдали и предыдущие "Мы", а между строк Nope - при всём остроумии, обилии эффектных сцен и отличном юморе - сквозит ещё больше тоски по дебютному "Прочь", к лаконичному озорному изяществу которого Джордан Пил, похоже, совсем не спешит возвращаться. Но почему бы, собственно, и нет? Главное, чтобы до унылой нолановщины не дошло - а то вон любимый оператор Нолана уже в деле.
"Варвар"
Для сравнения - нечто похожее на Пила, каким он раньше был: хитровыдуманный дебют, снятый с хулиганской лёгкостью. Девушка по имени Тэсс приехала по делам в Детройт, предварительно арендовав там жильё. Однако вот незадача - бронь также оплачена неким Китом. Соответственно, героине придётся либо ночевать на улицах максимально недружелюбного города, либо разделить кров с незнакомцем. Она выберет второе, а чуть позже обнаружит в доме жуткий подвал...
С такими вводными в Barbarian можно заподозрить и триллер про маньяка, и b-movie про зловещую недвижимость, и высказывание против насилия над женщинами: по-своему верной будет каждая из догадок - и вместе с тем ни одна. Во избежание спойлеров скажем лишь, что сюжетные функции Тэсс и Кита - вовсе не то, чем кажутся. Да и во всём остальном фильм мастерски обманывает ожидания, попеременно пересекаясь то с Хичкоком, то с Кингом, то с классическим Уэсом Крейвеном, то с урбанистическим фольклором, то и вовсе - с российской криминальной хроникой (последняя, конечно, едва ли цитируется намеренно, но всё же).
Главное - это действительно классный современный ужастик. По-настоящему страшный и атмосферный - но и очень смешной; не чуждый громких социальных комментариев - но, в отличие от какого-нибудь "Рода мужского", ничуть не дидактичный; изобретательно снятый - но не чересчур выпендрёжный; доверху наполненный отсылками - но не переусложнённый. Плюс прекрасный кастинг, собирающий под одной крышей Джорджину Кэмпбелл, Билла Скарсгорда и Джастина Лонга - причём характеры персонажей за смешные полтора часа хронометража успевают раскрыться до мелочей. Готовый, словом, хит, достойный своих 92% на Rotten Tomatoes.
Тем удивительнее, что сочинил его довольно посредственный комик Зак Креггер, чьё имя периодически мелькало в титрах дурацких пародийных сериалов, "молодёжных комедий" и тому подобной дребедени. Выходит, человек большую часть карьеры просто не тем занимался, зато на пятом десятке выдал мощь. Да ещё и, возможно, с заделом на целую франшизу - ведь выстрелить пока успели не все развешенные "Варваром" ружья, а Креггер уже приступил к работе над следующим хоррором, где, надеемся доскажет недосказанное.