06.03.2023 17:43
Digital

Российские сервисы не смогут ремонтировать все новые гаджеты

Текст:  Олег Капранов
Российская газета - Федеральный выпуск: №48 (8993)
Перебоев в поставках запчастей для новой техники Apple в Россию не будет, но вот использовать их, скорее всего, не получится. Так, представители рынка оценивают последствия решения американской компании прекратить в России обслуживание своих компьютеров и планшетов. Как говорят эксперты, безбоязненно можно будет покупать только старые модели.
С ремонтом старой техники Apple проблем возникнуть не должно. / EPA
Читать на сайте RG.RU

По словам главы сервисного центра Fixed.one Дмитрия Дружбина, одна из ключевых особенностей современной техники в том, что замена большинства запчастей на новые проходит с авторизацией в режиме онлайн.

Авторизованных сервисных центров в России не останется к июлю-августу 2023 года, полагает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. "С 5 марта 2022 года, когда Apple известили об уходе из России, прошел год. В мае ожидается прекращение поддержки iPhone и других продуктов. Гарантия год почти на все. Авторизации сервисов сгорят в июне-августе, никаких авторизованных сервисов в России не будет. Сервисы не смогут больше получать доступ к документации, заказу запчастей", - говорит Муртазин.

Согласно официальной позиции Apple, это решение временное и вызвано отсутствием запчастей. Однако перебои были и раньше, летом прошлого года ожидание некоторых деталей составляло два и более месяцев - это не мешало Apple продолжать обслуживание устройств. Сейчас же получается, что компания не планирует поставок на гораздо больший срок.

"Решение Apple прекратить в России обслуживание компьютеров и планшетов - не только гарантийное, но и платное - настолько застало всех врасплох, что некоторые клиенты получали отказы в оформлении уже в процессе приемки устройств", - отмечает Дружбин.

Поставки самых главных составляющих компьютеров сократились

Собеседник "РГ" предполагает, что причиной могли стать санкции, в которых прописан запрет на поставки электроники дороже 300 долларов. Многие детали у Apple превышают эту планку и, возможно, компания поспешила вывести себя из-под возможного штрафа.

При этом по неофициальным каналам перебоев с поставками участники рынка не фиксируют - из Китая все везется исправно и по графику. Но тут есть нюанс. В новых устройствах мало поставить деталь, ее надо еще и активировать, чего неавторизованный сервис сделать не сможет.

"Без этого в лучшем случае система будет говорить о непроверенной детали. А в худшем - не будет работать частично или полностью. Если ничего не изменится, будем жить как на Кубе. Там старые автомобили, а у нас будут старые айфоны - потому что их хоть как-то чинить можно", - говорит Дружбин, добавляя, что всем стоит готовиться к тому, что гарантийное обслуживание ляжет на плечи продавцов техники.

В розничной сети "Ситилинк" "РГ" не смогли прокомментировать ситуацию с сервисным обслуживанием проданной техники. В "М.Видео-Эльдорадо" сообщили, что отвечают за качество продаваемой техники, даже если такие обязательства не берет на себя производитель.

Стоит избегать покупки гаджетов по слишком низкой цене. При сегодняшней конъюнктуре рынка нет никакого смысла продавать технику со скидками

"Мы гарантируем защиту интересов покупателей и предоставляем привычное сервисное обслуживание. Мы являемся партнерами и находимся в постоянном контакте с проверенными сервисными центрами, имеющими соответствующий опыт работы. Так, например, мы успешно осуществляем сервисную поддержку техники HP, Apple и других брендов", - рассказала официальный представитель ретейлера Валерия Андреева.

Дмитрий Чернышенко оценил работу руководителей цифровой трансформации в 2022 году

Собеседники на рынке сервисного обслуживания соглашаются с тем, что проблем с поставками запчастей в России на сегодняшний день нет, если есть возможность привезти их из Китая. По общему правилу, сервисным и гарантийным обслуживанием занимаются либо розничные сети, либо сервисные центры, подписавшие контракты на обслуживание с поставщиками техники. Нет проблем и с сервисным обслуживанием техники китайских и корейских производителей. "Даже если компания свернула публичную деятельность в России, она продолжает обслуживать весь парк своих устройств", - отмечает собеседник "РГ".

На этом фоне активную деятельность развили продавцы поддельной техники. Они предлагают якобы таможенный конфискат по ценам в 3-4 раза ниже рынка. Эксперты отмечают, что в случае отсутствия возможности приобрести актуальную модель по ее рыночной цене стоит обратить внимание на гаджеты, выпущенные 1-2 года назад - они сохраняют актуальность. Кроме того, за последний год в России появилось сразу несколько новых брендов, преимущественно из Китая, осуществляющих полный сервисный цикл поддержки своих клиентов.

Гаджеты