До полюса - 220 километров
Напомним, первая дрейфующая станция "Северный полюс" начала работу в 1937 году. "СП-41" открыли полгода назад, 2 октября 2022 года. За это время протяженность генерального дрейфа (от начальной точки до нынешнего нахождения) составила почти 800 километров. Станция движется в приполюсном районе, около 88 градуса северной широты. До географического полюса "СП-41" отделяет 220 километров.
И совсем скоро на станции ожидается небольшая ротация кадров: десять человек из почти пятидесяти планируют отправить на Большую землю.
Что касается увеличения скорости дрейфа, то пока говорить о точных причинах преждевременно. Ровно, как и об еще одном интересном предварительном результате комплексных наблюдений: влияние затока Тихоокеанских вод на Центральную Арктику более интенсивное, чем предполагалось ранее. Это касается и состояния ледового покрова, и температурного режима.
Работы на "СП-41" идут в плановом режиме. Это уникальная дрейфующая станция. На столь дальний север впервые послано новое, специально разработанное именно для дрейфа научное судно - ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс". Судно пришвартовалось к выбранной льдине, вмерзлось в нее и теперь вместе с ней путешествует по просторам Северного Ледовитого. Полярники живут на судне, работают как на его борту (на корабле обустроены современные лаборатории с отличным оборудованием), так и непосредственно на льдине. Платформа "Северный полюс" способна быть в плавании два года (таковы запасы топлива).
Ученые изучают абсолютно все пространство: от океанского дна до стратосферы. Научно-оперативные данные поступают в систему Росгидромета ежедневно, их учитывают при составлении прогнозов погоды. Фактически "СП-41" - единственная метеорологическая площадка, расположенная на столь северном краю Земли.
Как рассказал директор института Александр Макаров, в этом году планируется провести две ротации кадров. В конце апреля и в августе. Сроки примерные и будут зависеть от того, какие погодные условия сложатся в районе "СП-41".
Ориентировочно в конце апреля со станции вывезут в основном членов экипажа судна, почти все ученые выразили желания работать дальше. Вывозить будут вертолетом через базу института на Северной Земле. Августовская ротация - более массовая, и проходить будет с помощью НЭС "Академик Трешников", который и доставит полярников домой, и, соответственно, привезет им смену. Настроение у людей на станции боевое, позитивное.
Но нам удалось узнать, чем полярники недовольны. Говорят, что шеф-повар Анжела Царева кормит их настолько вкусно, что, во-первых, удержаться невозможно, во-вторых, очень сложно выходить на работу после обеда: тянет отдохнуть. Это шутка, конечно. О питании в экспедиции "РГ" уже писала, насколько оно сбалансированное и вкусное.
В поисках льдины
К полугодовому "юбилею" "СП-41" мы вспомнили, с чего она начиналась. С поиска льдины. Нужную льдину искали специалисты, используя вертолет Ка-32. Он летал в заданном районе Северного Ледовитого океана, а группа ученых на нем визуально обследовала выбранные льдины. Какие из их могут подходить под условия создания лагеря - предварительно определяется после облета и нескольких высадок. Успех последних определялся мастерством пилотов вертолета из компании "ПАНХ", с которой был заключен договор.
Один из пилотов - Виктор Панежа - рассказал "РГ" на "СП-41" (журналист "РГ" принимала участие в открытии станции) об особенностях полета в столь высоких широтах. Виктор Панежа, как и другие члены "вертолетного экипажа", из Краснодарского края. То есть выросли там, где снег редкость.
"До этого мы работали в Западной Сибири, Чукотке, Дальнем Востоке, - рассказал он. - То есть был опыт работы на континентальном севере. Теперь у нас появился совершенно новый опыт - поиска качественной льдины. Знаете, если несведущим людям у нас, на юге, сказать, что на Северном Ледовитом практически неделю искали льдину, будет выглядеть как курьез. Но, с точки зрения полярников, процесс поиска - очень серьезный, от этого зависит работоспособность экспедиции".
Пилот признался, что такие бескрайние ледовые поля, осознание, что до материка чуть ли не тысяча километров, пастельные восходы солнца над белым безмолвием - впечатляет и притягивает. Так что зов Арктики летчики ощутили в полной мере.
"Теперь даже с высоты можем отличить потенциально хорошую льдину, - продолжает Панежа. - На ней должна быть ровная поверхность без темных пятен, говорящих о протаивании. И без снежниц - это такие "озера" на льду, которые могут и не иметь дна".
Артика - экстремальный район для полетов. И дело не только в очень низких температурах. Может быть стремительное снижение видимости. Погода в царстве льдов - крайне изменчива, и стабильный прогноз - вещь достаточно эфемерная. Все может поменяться мгновенно, и принимать решения тоже надо мгновенно.
Вихри и покрышки
"Главная особенность посадки на льды - поднятие так называемого снежного вихря, - поясняет Виктор. - Когда вертолет подходит близко к земле, воздушный поток от работы винтов идет вниз, поднимая снег. В результате вокруг образуется белая пелена. Чем она опасна? Пилоту становится сложно определить пространственное положение машины. Все ориентиры становятся неразличимыми. Снег сливается с горизонтом. И ты не знаешь, какое именно расстояние до поверхности".
Тогда приходится определять его старым дедовским методом, который передается из поколения в поколение и придуман летчиками эпохи начала освоения Арктики. Тогда пилоты кидали вниз шапку, варежку, перчатку, которые было видно на белоснежье. "Мы кидали старую покрышку от автомобиля, - рассказал Виктор. - Она гораздо лучше, более заметный ориентир. Покрышки на судне есть, их же используют при стоянке в портах, чтоб защитить борт от столкновения с причалом. И отмечу: метод экологически безупречен. Кинули покрышку - забрали с собой".
Можно использовать и дымовые шашки, но они одноразовые. Более экологична как раз многоразовая шина. Но если нужно срочно определить еще и направление ветра - тогда, да, дымовая шашка.
Процесс посадки крайне сложен. Пилотам приходилось по несколько раз садиться на одну только льдину, а их было обследовано более двух десятков. К тому же состояние незнакомой льдины никому неизвестно. Возможно есть трещины. Сажать на такую поверхность вертолет весом в 10 тонн - крайне рискованно. Поэтому и не сажали. Вертолет виртуозно снижался, так что колеса едва касались поверхности и фактически зависал над льдиной на крошечном расстоянии. Между колесами и "белой землей" оставалось буквально несколько сантиметров. Исследователи выходили на льдину, бурили ее поверхность, делали замеры. А вертолет тем временем делал облеты, проверяя нет ли поблизости белых медведей. Встреча с ними очень опасна для человека.
А когда с льдиной специалисты определись, пилоты помогали развертывать ледовый лагерь. Доставляли крупногабаритные грузы с судна на лед. Мы с Виктором Викторовичем осматривали в ангаре красавец-вертолет. Желто-синий, яркий, такой отлично выделяется на фоне снега. Мне показалось, что внешне вертолет похож на стрекозу. Особенно со сложенными лопастями, как крылышками. "На мой взгляд, он больше похож на кролика с прижатыми ушами", - улыбнулся пилот.
- Виктор Викторович, - спрашиваю я, - что возьмете на память об Арктике?
- Незабываемые впечатления. И опыт работы по поиску льдины и перевозки грузов для дрейфующей станции. Кстати: там настолько все необычно, что даже ветер на льдине может быть одним, и в то же время на 40 метров выше, там, где вертолетная площадка судна - другой. Приходится учитывать множество факторов. И еще я понял: Арктика - не только льды. Это и ледники, и горы, и замечательные, отважные люди, с которыми хочется работать.
С этими словами согласилась и вся вертолетная группа: два пилота, бортмеханик, два человека технического персонала.
Все материалы сюжета "Первая экспедиция ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.