23.01.2024 08:00
Культура

Оскароносные семидесятые: Юбилей студии и жизненная энергия советского кино

Полувековой юбилей студии и жизненная энергия советского кино
Текст:  Валерий Кичин
30 января исполняется 100 лет крупнейшей киностудии Европы - "Мосфильму". Студии, где сняли свои лучшие фильмы Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко, Григорий Александров, Иван Пырьев, Юлий Райзман, Михаил Ромм, Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай, Марлен Хуциев, Михаил Калатозов, Андрей Тарковский, Александр Митта, Вадим Абдрашитов, Эльдар Рязанов, Сергей Соловьев, Владимир Меньшов, Константин Воинов, Николай Досталь, Карен Шахназаров... Студии, где создается история нашего кино.
Читать на сайте RG.RU
Москва. Модель автомобиля "Москвич-400-420", которая использовалась в фильме "Москва слезам не верит" режиссера Владимира Меньшова, получившего кинопремию "Оскар". На выставке "Мечта Москвича" в Музее транспорта Москвы на территории ВДНХ. / Сергей Карпухин/ТАСС

Когда-нибудь на материале этой истории напишут приключенческий роман - столько в ней интригующих поворотов, мрачных тупиков, витиеватых закоулков и судеб, победительных или подкошенных, триумфальных или сломанных, обездоленных и бесконечно счастливых... До зрителей доходили только фильмы - да и то, как мы знаем, не все: некоторые запрещались, смывались, выдерживались на полке, где теряли свою актуальность - кино, в отличие от коньяка, продукт скоропортящийся. Ну а драмы и трагикомедии, бушевавшие за толстыми стенами кинофабрики на Мосфильмовской, оставались только в памяти их участников, а потом в их мемуарах.

В этом "историческом сериале" мы попытаемся подытожить плоды столетнего труда огромной массы талантливых людей. В "сериале" десять серий - по числу десятилетий, прошедших с памятного января 1924 года, когда началось наше Большое Кино.

Другие эпизоды "мосфильмовского сезона"

  1. Кустарные двадцатые: Счастье чистого энтузиазма и неповторимая романтика первопроходцев
  2. Звуковые тридцатые: Расцвет музыкальной комедии и первые шаги будущих мэтров
  3. Роковые сороковые: Духоподъемная сила кино и мобилизация искусства
  4. Лавинообразные пятидесятые: Черные времена "малокартинья" и мировые триумфы
  5. Тающие шестидесятые: Новое мироощущение эпохи и неожиданные грани привычного
  6. Переменчивые восьмидесятые: Смелость экспериментов и эпохальная смена ветров
  7. Приватизированные девяностые: Состояние безвременья и осмысление прошлого
  8. Ностальгирующие нулевые: Коммерческий хаос и неизбежная реадаптация производства
  9. Потребительские десятые: Новые контуры амбиций и закат товарного капитализма

Десятилетие шестое. 70-е годы

Продукция "Мосфильма" - как температурный график у изголовья: по ее изменениям - порою весьма кардинальным - можно судить о состоянии общества. Надежды и энтузиазм молодых 20-х обусловили явление изумленному миру новых гениев - это был выплеск креатива, мощный, как выброс солнечных протуберанцев. Надежды и энтузиазм оттепельных 60-х дали новый всплеск творческой энергии - как теперь ясно, он был в нашей истории самым впечатляющим. Но едва закончились 60-е, едва показались первые признаки застоя, как кривая поползла вниз. Формалистика времени быстро наводила в творческих цехах свой порядок: все должно быть отрегулировано, дозировано.

Первый год нового десятилетия был годом столетия Ленина. Тематические и производственные планы "Мосфильма" забиты картинами о революции, ее вожде и первых шагах советской власти.

И хотя на ленинскую тему были брошены серьезные материальные и творческие ресурсы, сколько-нибудь заметных фильмов, по уровню сопоставимых с классической "ленинианой" 20-30-х, создано не было: чувствовалась девальвация темы, улетучились былой энтузиазм и тем более искренность. Сравним фильмы Эйзенштейна и Ромма 20-30-х с квелыми произведениями уровня "Красной площади" Василия Ордынского, "Кремлевских курантов" Виктора Георгиева или "На пути к Ленину" режиссера из ГДР Гюнтера Райша - контраст поразит любого наблюдателя.

Москва. Модель автомобиля "Москвич-400-420", которая использовалась в фильме "Москва слезам не верит" режиссера Владимира Меньшова, получившего кинопремию "Оскар". На выставке "Мечта Москвича" в Музее транспорта Москвы на территории ВДНХ. / DEFA / Мосфильм / kinofilms.tv

Близилась и другая официальная дата: полувековой юбилей самого "Мосфильма". К этому времени на территории бывшей Потылихи стоял уже целый киногород, крупнейший в Европе и сопоставимый только с голливудскими гигантами. В нем трудились более пяти тысяч человек, он располагал 13 павильонами и к тому времени выпустил 1200 фильмов, взял 166 призов на международных фестивалях и 32 приза на фестивалях национальных.

В "цехах" этого завода могли сделать что угодно: построить средневековый замок или космический корабль, отчеканить старинные монеты и сшить камзолы наполеоновской армии. Из заявок съемочных групп реквизиторскому цеху: для фильма "Молчание доктора Ивенса" нужны искусственные человеческие глаза; для "Агонии" - купить у населения реальные костюмы 1900-1916 годов; для "Вечного зова" раздобыть винные этикетки 1900-1910 годов; для "Легенды о Тиле Уленшпигеле" приобрести перья петушиные, гусиные, фазаньи и павлиньи; для фильма "Авария" срочно нужны 50 горшков герани. "Это как если бы на Волжском автомобильном заводе стали делать каждую машину по индивидуальному проекту", - так объясняли мне тогда на "Мосфильме" специфику кинематографического труда.

Фабрика работала по единому государственному плану, где обозначались не только темы будущих фильмов, но и жанры: сколько фильмов о рабочем классе, сколько о трудовом крестьянстве, сколько комедий, сколько приключенческих картин и сколько историко-революционных... Помогало это фабрично-заводское планирование творчеству или его замораживало - об этом до сих пор идут споры. Потому что заморозки заморозками, а в год "мосфильмовского" юбилея снимаются "Зеркало" Андрея Тарковского, "Помни имя свое" Сергея Колосова, "Необычайные приключения итальянцев в России" Эльдара Рязанова, "Москва, любовь моя" Александра Митты, "Бегство мистера Мак-Кинли" Михаила Швейцера, "Они сражались за Родину" Сергея Бондарчука, "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" Ролана Быкова, "Романс о влюбленных" Андрея Кончаловского, "Дерсу Узала" Акиры Куросавы - и это урожай одного только года!

IX Московский международный кинофестиваль. Участник фестиваля, японский режиссер Акира Куросава: "Мосфильм" дал мне такие возможности для создания картины, о каких я мог только мечтать. / РИА Новости

Вопрос журнала "Дружба народов" японскому гению Акире Куросаве:

- Куросава-сан, почему вы решили делать фильм не у себя на родине, а на "Мосфильме"?

- "Мосфильм" дает мне такие возможности для создания картины, о каких я мог только мечтать. В Японии режиссеру на создание фильма дается месяц-полтора, здесь меня не ограничивают в сроках. В Японии я испытывал финансовые затруднения и был период, когда мне хотелось даже уйти из кино.

"Дерсу Узала" принес Куросаве премию "Оскар". Он снимался в новых технологиях, которыми на "Мосфильме" очень гордились: на пленку шириной в 70 мм. Впрочем, эта пленка быстро доказала свою неэффективность, и большинство фильмов, снятых на ней, для истории фактически погибли: аппаратуры для их показа давно нет, а перевести изображение на обычную пленку - и сложно, и дорого.

Большие надежды партийные власти возлагали на "историческую эпопею" "Агония" Элема Климова: фильм должен был стать достойным ответом на американский блокбастер "Николай и Александра", где ангелоподобная царская семья гибла от рук большевистских злодеев. Наш фильм, как говорил тогдашний директор студии всесильный Николай Сизов, предполагался острогротескным по форме и был призван показать гнилость самодержавия, разъеденного невежеством и коррупцией, представить последующую революцию исторически неизбежной и освободительной. Но Климов снял трагикомедию, русская история в нем представала печальным абсурдом, а образ царя вызывал скорее сочувствие, чем ненависть - он был, как написано в обвинительном заключении цензоров, "очень размягченным". Вышел не заказной памфлет о царизме, а трагедия русского царя - запутавшегося, не выдержавшего исторической ноши.

Большие надежды возлагали на "историческую эпопею" "Агония" Элема Климова: фильм должен был стать достойным ответом на американский блокбастер "Николай и Александра". Кадр из фильма. / РИА Новости

При всем этом в главных требованиях, которые предъявлялись фильмам, был смысл. Сергей Бондарчук, рассказывая о замысле фильма "Они сражались за Родину", подчеркивал доминанту всего нашего кино: "образ торжества жизни, ее необоримости. Упрямая сила ростка, который, несмотря ни на что, тянется к солнцу. Земля может быть исковеркана войной, а жизнь - неистребима". Эта тема действительно универсальна и актуальна для любого времени, она - важная причина неизменной любви тогдашних зрителей к советскому кино: люди шли в кинотеатр подпитаться жизненной энергией.

Сейчас очень грустно вспоминать о замыслах, которые не состоялись. Так, с идеей снять музыкальную фантазию на темы толстовской "Аэлиты" выступил Григорий Чухрай, руководивший только что образованным "Экспериментальным творческим объединением", - фильм так и не был запущен.

Но творческие поиски приветствовались. Продолжался и приток одаренной молодежи: активно снимали Сергей Соловьев и Николай Губенко, новый поворот "производственной темы" и новый тип активного современного героя предложил Алексей Сахаров в фильме "Человек на своем месте", на "Мосфильм" перешел Василий Шукшин, снимал свои первые, бурно талантливые фильмы Никита Михалков, а Владимир Меньшов принес студии второго за десятилетие "Оскара" - за фильм "о советской Золушке" "Москва слезам не верит". Свое уникальное "театральное кино" снимал Марк Захаров, вслед за Роланом Быковым создававший в России тот тип кинозрелища, которым были увлечены Федерико Феллини в Италии и Боб Фосс в Америке.

В конце 70-х на "Мосфильм" пришел и его будущий генеральный директор, а тогда молодой режиссер Карен Шахназаров, дебютировавший сатирической комедией "Добряки". Спустя много лет он так вспоминал эти годы:

"Это был настоящий цветник талантов. Там работали Тарковский, Бондарчук, Гайдай, Шепитько, Климов, Хуциев, Шукшин, были в расцвете Рязанов, Данелия, Кончаловский, Алов, Наумов, первые картины уже снимал Михалков. А еще были очень хорошие режиссеры, но они считались как бы во втором эшелоне: Карелов, Чулюкин, Ордынский… Я сегодня смотрю их картины - как организованы съемки, как проработан второй план! Работали десятки крупнейших мастеров, профессионалов, личностей высокого класса. Можно назвать что-то подобное сегодня? А ведь кино - это личности, которые его делают".

Главные фильмы 70-х
Наше кино История