Специальный проект
"Российской газеты" к 50-летию Байкало-Амурской магистрали
Байкало-Амурская магистраль - грандиозный проект советской эпохи
Несмотря на то, что первый план проложить железную дорогу севернее озера Байкал обсуждался еще в конце XIX века, технические возможности для такого строительства появились только десятилетия спустя.

БАМ протянулся на 4300 км от станции "Тайшет" до порта Советская Гавань и проходит по территории шести регионов России.
Проектные работы и изыскания начались раньше - в 1967 году
Постановление Политбюро ЦК КПСС от 24 марта 1967 года о строительстве БАМа
Выписка из протокола заседания Политбюро ЦК КПСС от 24 марта 1967 года о строительстве БАМа
Публикуется впервые
8 июля 1974 года
вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". Эту дату принято считать официальным днем рождения БАМа.
тайшет
усть-кут
таксимо
ургал
советская гавань
тында
комсомольск-на-амуре
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР на территориях, по которым потом пройдет БАМ, начинаются проектно-изыскательские работы.
1967
Начинается укладка рельсов на западном участке БАМа и реконструкция "малого БАМа" - железной дороги, соединяющей БАМ и Транссиб.
1972
В апреле 1974 года БАМ объявляют Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Из Кремлевского дворца, где проходил 17-й съезд ВЛКСМ, на строительство отправляется первый отряд из 600 человек.
1974
Есть стыковка! Бригады монтеров пути Александра Бондаря и Ивана Варшавского, которые продвигались навстречу друг другу с запада и востока, состыковали БАМ и уложили "золотое" звено.
1984
Байкало-Амурскую железную дорогу принимают в постоянную эксплуатацию в объеме пусковых комплексов.
1989
Последняя сбойка: готов Северомуйский тоннель. Его начали строить еще в 1977 году, но работы затянулись. После сдачи в эксплуатацию в 2003 году тоннель позволил сократить время в пути на этом участке с 2,5 часа, когда поезда следовали по обходному пути, до 15 минут.
2001
Начался первый этап масштабного проекта модернизации Транссиба и БАМа.
2013
Правительство РФ утвердило паспорт второго этапа модернизации.
2021
Ключевые даты в строительстве БАМа
Мы строим БАМ, БАМ строит нас!
Зона БАМа - фактически пять территорий Франции, где в недрах спрятана треть природных ресурсов России. БАМ был жизненно необходим…
Ефим Басин, бывший руководитель ГлавБАМстроя
Первые комсомольцы отправились на стройку в апреле 1974 года – прямо из Кремлевского дворца съездов.
на нескольких участках будущей магистрали.
Работы начались сразу
Большая комсомольская стройка на БАМе
Трудовой подвиг бамовцев не забыт
Бывший руководитель ГлавБАМстроя Ефим Басин — о прошлом и будущем магистрали
У нас было лишь десять лет — с 1974-го по 1984-й — на строительство. В первую очередь делали что? Рубили просеки в тайге, отсыпали земполотно, укладывали пути, возводили мосты, прогрызали тоннели в граните…
Нам бывало трудно много раз,
но теперь спокойно оглянись:
стройка обошлась бы и без нас,
нам же без нее не обойтись
О железнодорожниках
"В бригаду звал тех, кого знал лично. Руководствовался принципом: не умеешь — научу, не хочешь — заставлю. Объяснял двадцатилетним парням элементарные вещи, обучал железнодорожной грамоте. На БАМ ведь ехали вчерашние гуманитарии, водители, электрики, сантехники, а настоящих путейцев — раз, два и обчелся",

— вспоминал бригадир Александр Бондарь.
Об изысканиях
О стройке века
О равноправии
"У меня даже секретарь обкома партии как-то работал на субботнике. Приехал на торжественный митинг, а я заставил таскать рельсы со шпалами. Как Ленина в Кремле. Ну, и местные начальники тоже подключились. Ничего, мужики были крепкие, здоровые, физический труд им только на пользу пошел",

— вспоминал бригадир Иван Варшавский.
О волейболе
Время юношеской романтики: участница "стройки века" вспоминает свой БАМ
Ольга Шенгерская попала на Байкало-Амурскую магистраль в 1975 году в составе студотряда. Дорога из Москвы оказалась долгой: 9 часов самолетом до Читы, потом - сутки на поезде до станции Большой Невер и четыре часа на автобусе до поселка Тындинский. Ее студотряд занимался в основном строительством домов. Она вспоминает, что было интересно и работать, и отдыхать. Бригадами руководили опытные ребята, новички всему учились на месте. Не обходилось без курьезов и "подводных камней". Были и свои традиции. Спустя годы, Ольга признается: Тында - красивый город, и ей бы еще раз хотелось на него посмотреть.
"Золотая стыковка"
Спортивные комментаторы любят повторять фразу, мол, матч состоится при любой погоде. Не знаю про футбол, а мы тянули путь под открытым небом в стужу, снег и дождь, при этом понятие "смена" у нас по сути отсутствовало. Не уходили, пока были рельсы.
западного и восточного направлений магистрали произошла только спустя десять лет, когда на разъезде Балбухта встретились бригады Александра Бондаря и Ивана Варшавского.
Вроде ворочаешь многими тоннами, а труд, на самом деле, ювелирный. Особенно у крановщиков. Представь: длинная и тяжеленная решетка, дуги, аппарели… Чуть ошибешься, и конструкция кувыркнется. Все рассчитывали до миллиметра!
в том числе в высокосейсмичной зоне и в районах многолетней мерзлоты. По воспоминаниям строителей, температура зимой опускалась до -50 градусов, а летом бамовцам докучала мошка.
БАМ проходит по территориям с тяжелыми природными условиями,
Легендарная стройка в дневниках первопроходца Виталия Корхова и его жены
"Медленно тронулись в далекий путь. С этой минуты мы строим БАМ..."
- Мы пробиваем зимник к месту дислокации СМП-266. Я бегаю с компасом на лыжах по девственным местам, ищу удобные проходы для бульдозеров. На перевалах – глубокие снега и тишина…
Да и нам идти нелегко. Стоит потерять лыжину, по уши проваливаешься в снег и барахтаешься в нем, что утопающий… Мороз за 50. Пальцы примерзают к металлу...
бамовцев
жизнь
Несмотря на сложности и масштаб строительства, бамовцы старались сохранить окружающую природу: по воспоминаниям журналиста Геннадия Бочарова, на одном из вагончиков висел призыв
Железнодорожные пути пересекают одиннадцать полноводных рек и семь горных хребтов, идут вдоль северного берега Байкала.
"Охраняйте и расселяйте муравьев!"
БАМ построен.
Что дальше?
На строительство было потрачено чуть более десяти миллиардов долларов. БАМ давно себя окупил. А главное - даже трудно вообразить, что сегодня представляла бы без него российская экономика...
Ефим Басин, бывший руководитель ГлавБАМстроя
Путь дороги
Второй путь БАМа надо было делать еще тогда, но Советского Союза не стало… Создание инфраструктуры для перевозки 1 млн тонн грузов на БАМе более чем в два раза дороже, чем на юге или северо-западе. Содержание тоже дорогое. Но другого пути нет у нас. Нам нужен выход на Тихий океан и Севморпуть.
На БАМе должна быть жизнь, а появится она там тогда, когда будет промышленность.
Строительство магистрали растянулось на несколько десятилетий,
став одним из самых масштабных инфраструктурных проектов XX века.

Экономист Михаил Блинкин: БАМ помог реализовать экспортный потенциал угольных месторождений
Новые тоннели, мосты и станции: как проходит третий этап модернизации БАМа
Автопутешественники Сибири и Дальнего Востока отправились в экспедицию по БАМу
Использованы материалы 1-ого зам. главного редактора "Российской газеты" Юрия Лепского,
авторов "Российской газеты" Валерии Лобко, Михаила Медведева, Екатерины Свиновой, Татьяны Шадриной, Елены Вторушиной, Ирины Штерман,
авторов журнала "Родина" Тамары Андреевой, Геннадия Бочарова, Артема Локалова, Владимира Нордвика, к.и.н. Никиты Пивоварова, к.и.н. Ольги Чагадаевой.

Фото: РИА Новости, ТАСС, iStock, Сергей Михеев/РГ, Юрий Лепский/РГ, Аркадий Колыбалов/РГ, Олеся Курпяева/РГ.

Использованы фотографии: из личных архивов Александра Бондаря, Ивана Варшавского, Ефима Басина, Игоря Левитина; Брюханенко Э.Д./ Электронная библиотека "Хроники Приангарья"; пресс-служба РЖД; Краеведческий музей Орска; Калининградский областной историко-художественный музей; Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Wikipedia.

Также выражаем благодарность за плодотворное сотрудничество Музею истории БАМа в городе Тында.

Использована песня "БАМовский вальс" в исполнении ВИА "Самоцветы".
Музыка: Серафим Туликов, слова: Михаил Пляцковский.

Над проектом работали:
Дизайн и верстка: Ольга Морозова
Редакторы: Анастасия Трусова, Елена Объедкова
Фоторедактор: Анастасия Перминова
Видеоредактор: Анна Малинина
© 2024 ФГБУ "Редакция "Российской газеты"