Хотя потери от жутко ненастной погоды, которая безобразно вела себя весь август и половину сентября, земледельцы понесли весомые, прогноз в 70 миллионов тонн, от которого еще с лета ни разу не отступил вице-премьер - министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, можно теперь считать оптимальным.
Что за этим следует? В стране есть запасы, исчисляемые 11 миллионами тонн, так что с учетом нового урожая дефицита (а внутренние потребности страны - 74-75 миллионов тонн) не предполагается. Благоприятные погодные условия последних дней сказались и на относительной стабилизации мировых цен на зерно. По данным, полученным от статс-секретаря, первого замминистра сельского хозяйства Анатолия Михалева, за тонну пшеницы на мировом рынке в последнее время дают меньше - около 110 долларов США.
Вместе с тем даже при таких ценах российская пшеница, по информации Института конъюнктуры аграрного рынка, остается конкурентоспособной. И наши отечественные трейдеры, несомненно, будут активничать, что удержит цены на российском рынке на подъеме. Причина в давно невиданном низком урожае в европейских странах, и традиционные экспортеры пшеницы, очевидно, превратятся в этом году в импортеров.
Особенно тяжелая ситуация сложилась в Украине, где, по оценкам независимых экспертов, валовой сбор продовольственной пшеницы ожидается всего в 3,5 миллиона тонн - в сравнении с 18,5 миллиона в прошлом году. Кабинет министров Украины ожидает дефицит продовольственной пшеницы в пределах 2 миллионов тонн, а годовая потребность в ней - 7 миллионов. Такая вот разница наблюдается сейчас на рынках двух хлебных держав.
Если независимые трейдеры по своей природе должны везти зерно туда, где им это выгодно, то по заданию Правительства РФ Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка при Минсельхозе продает его сейчас туда, где особенно тяжело, а именно - в Украину. Решение о помощи Россия приняла еще полтора месяца назад, тогда же правительства наших стран договорились об условиях поставок: 166 тысяч тонн мягкой пшеницы по 110 долларов за тонну.
Не утрачиваем ли мы свою выгоду на таких условиях? Ведь к настоящему моменту цена на пшеницу 3-го класса на Юге России превысила рекордную за последние годы отметку в 4200 рублей, а это почти 140 долларов. Участвующие в организации сделки представители Минсельхоза на этот вопрос вообще отвечать не стали, подтвердив тем самым, что решение о помощи далось нам непросто. Как бы ни складывалась ситуация на собственном рынке, цены на буханку хлеба у нас неумолимо поднимаются. Так, на днях сразу на 20-30 процентов выросли они в такой благополучной области, как Белгородская. Что уж говорить о депрессивных регионах! Не случайно на прошедшей недавно встрече с кубанским губернатором Александром Ткачевым Президент страны Владимир Путин потребовал: "Цены должны соответствовать возможностям населения, не должно быть резкого скачка цен".
В связи с этим надо знать и то, что 166 тысяч тонн - это очень немного, Украина просила миллион тонн. И потом, даже если мы бы не вывозили в Украину обещанное зерно, хлеб в России дешеветь не будет: в его себестоимости львиную долю занимают расходы на подорожавшую электроэнергию, неудержимо растут и непомерные аппетиты торговли. А буханка у нас дорожала и в прошлом году, когда зерно на внутреннем рынке почти ничего не стоило. Именно об этом следует помнить, когда речь идет о перспективах сотрудничества с Украиной. Нынешняя зерновая помощь - яркая иллюстрация огромных возможностей интеграции, договор о которой 19 сентября собираются подписать президенты России, Украины, Казахстана и Белоруссии в рамках создания Единого экономического пространства. Вопрос о целесообразности государственных поставок российского зерна в таких условиях отпадает. И, по свидетельству Анатолия Михалева, обязательства свои Россия выполняет строго с оговоренными условиями.