Наши дети не хотят читать, и это, увы, факт. Сегодня они приходят в библиотеку в основном для того, чтобы взять литературу "по программе". А вот беллетристика интересует их все меньше. Пути решения проблемы ищут родители, педагоги, психологи. Федерация Интернет-образования попыталась собрать "в кулак" тот положительный опыт, который есть для приобщения ребят к книге.
"В детстве я не любил читать до тех пор, пока мне в руки не попалась книга, которая по-настоящему меня увлекла, - "Буратино" Алексея Толстого", - делится один из родителей. Итак, урок первый: ищите такой "золотой ключик" к своему ребенку. Для кого-то это будут "Легенды и мифы Древней Греции". Для кого-то - сказки Андерсена. А может быть, и "Вредные советы" Григория Остера. Кстати, спектакль Театра-школы современной пьесы Иосифа Райхельгауза по "Вредным советам" неизменно собирает полный зал детей.
Одна мама увлекла своих мальчишек русскими былинами. Наверное, все-таки не случайно в дореволюционных гимназических курсах древнерусская и древнегреческая литература была представлена намного шире, чем в современных школьных программах.
Урок номер два: хорошо бы купить диск или аудиокассету с записью любимых книжек в исполнении профессиональных актеров. Есть такая методика обучения чтению: включаем кассету и просим ребенка водить по строчкам пальчиком. Придумал ее Алексей Кушнир из Москвы.
Когда у ребенка появится хоть малейшая "искра" к чтению, спешите ее раздуть. И здесь найдется немало помощников. Так, в Российской государственной детской библиотеке работают сразу несколько клубов для любителей чтения. Если привести туда дошкольника, его примут в клуб "Флюм-пам-пам", где он встретится с симпатичным домовенком Кузькой, придуманным Татьяной Александровой. Для детей постарше есть дискуссионный читательский клуб "Диалогос". Причем ведущий клуба Марк Бродский предлагает своим воспитанникам самые острые темы: литературные произведения, проблемные телепередачи, серьезные фильмы. Большая часть заседаний посвящена литературе, где произведения Достоевского, Леонида Андреева, Булгакова соседствуют с нынешними "хитами" Дж. Роулинг, Д. Емеца, Б. Акунина.
Ребята обсуждают, к примеру, в чем феномен книг про Гарри Поттера. Кто-то из них предположил, что книги английской писательницы оказались как раз на пересечении нынешних и будущих интересов детей. Она будит фантазию, и это хорошо. Кстати, в Японии уже придумали такие интерактивные книги, в которых читатели сами сочиняют конец...
а как у них?
То, что дети мало читают, - это не только российская проблема. В последние десятилетия в Великобритании, согласно исследованиям, читательские навыки детей оказывались ниже, чем у сверстников в других европейских странах. Поэтому правительство выступило инициатором двух крупных проектов: Национальной стратегии в области грамотности и Национального года чтения.
Их цель - повысить в обществе престиж чтения. В Германии образован Немецкий фонд чтения, осуществивший проект "Чтение - дело семейное" и разработавший программу, рассчитанную на группы детей и подростков разного возраста. Во Франции создано специальное Управление по делам книги и чтения. Многочисленные меры и немалые вложенные средства позволили добиться успехов, прежде всего в библиотечном деле.
В США проблема чтения получила общенациональное звучание после доклада "Нация в опасности", когда выяснилось, что почти каждый пятый молодой американец функционально неграмотен. Американцы создали Центр книги, который является частью библиотеки конгресса. Ежегодно он проводит тематические кампании: "Год юного читателя", "Любовь к чтению на всю жизнь" и другие. К участию в них привлекаются семьи, сотрудники школ и библиотек, политики, наконец, телевидение.
Швеция озабочена качеством издаваемой детской литературы, ее художественными достоинствами. Норвегия создает программы чтения типа "Читающий коттедж".