16.01.2004 02:00
    Поделиться

    Минюст готовит тюремщиков

    Минюст готовит новых тюремщиков

    Вчера сотрудники ГУИН Минюста объясняли, как и чем можно компенсировать служащим уголовно-исполнительной системы наказания специфику их профессии. Директор Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин считает: "В целом тюремщик становится лучше, особенно если сравнивать с милицией, судами, прокуратурой - на этом фоне казенщины то, что происходит в тюрьме, даже дает надежду".

    Окружение служащих ГУИН, если, конечно, не брать в расчет олигархов, никак нельзя назвать вдохновляющим. Новое уголовное законодательство только усложняет ситуацию. Вполне гуманное и, кстати сказать, разработанная с участием сотрудников УИС, тенденция сокращения сроков за мелкие незначительные правонарушения, широкое использование условно-досрочного освобождения - все это привело к тому, что за решеткой постепенно скапливаются осужденные за тяжкие преступления. ГУИН, впрочем, пытается переломить ситуацию: улучшили работу социологической и психологической службы, увеличили число свиданий и стараются всемерно поощрять контакты с семьей.

    Реформа пенитенциарной системы - одно из немногих более или менее успешных начинаний, результат которого признан уже даже Советом Европы. По мнению Абрамкина, моменты передачи ГУИН от МВД в Минюст, "свободы стало больше, меньше централизованности", но все теперь зависит от конкретных начальников. Одним из заметных достижений стали, по мнению директора Центра содействия реформе уголовного правосудия, воспитательные колонии. Для беспризорников, или, точнее, безнадзорных детей, именно тюремная система открывает не только возможности получения среднего специального или заочного вузовского образования, но даже и просто возможность научиться читать и писать.

    Сейчас при системе ГУИН существует целая сеть учебных заведений, где получают образование или повышают квалификацию более 16 тысяч возможных будущих сотрудников системы.

    Примерно 75 процентов курсантов - это дети самих сотрудников УИС. Радикальных изменений (всего сейчас в России сидит около 850 тысяч заключенных) можно было бы добиться, по мнению правозащитников, лишь на практике применив лозунг: "Вернуть тюрьму народу". И в ряде регионов, по признанию Абрамкина, активно привлекают к процессу социальной реабилитации структуры гражданского общества или уполномоченных по правам человека, или представителей конфессий. "Тема "тюремщик-арестант" бесчеловечна для обеих сторон, когда появляется третий человек с воли, неважно, врач это или священник, тому же тюремщику неловко выглядеть зверем", - уверен Валерий Абрамкин.

    Поделиться