В последнее время четко прослеживается линия Тбилиси на использование против Южной Осетии силовых средств, включая спецслужбы, вооруженные силы. Обращает на себя внимание и следующее: если в отношениях с Сухуми руководители Грузии проявляют сдержанность, не нагнетают обстановку вокруг Абхазии, то в отношении Южной Осетии положение иное. Видимо, в Тбилиси считают, что не надо сразу создавать "два фронта", а решив вопрос с Южной Осетией, затем взяться и за Абхазию.
Сейчас между грузинской и южноосетинской сторонами при участии России ведутся переговоры в рамках Смешанной контрольной комиссии (СКК). Каковы будут результаты этих переговоров, покажет время. Однако уже сейчас видно, что грузинская сторона, увязывая переговоры с таким вопросом, как задержание на территории Южной Осетии военнослужащего и двух сотрудников грузинских спецслужб, занимавшихся там незаконной деятельностью, явно стремится подорвать их успешное завершение.
Да и общий фон вокруг этих переговоров не вызывает оптимизма. По периметру Южной Осетии концентрируются грузинские вооруженные силы, включая тяжелую военную технику, ужесточается ее блокада, предпринимаются под разными предлогами попытки проникновения туда вооруженных лиц. Южноосетинские власти расценивают все это как провокации, угрозу безопасности Южной Осетии. При этом они подчеркивают, что подобным же образом действовали руководители Грузии в 1989-1990 годах, начиная военные действия против Южной Осетии. Поэтому они готовятся к обороне. А как известно, концентрация вооруженных сил противостоящих сторон нередко приводит к вооруженному конфликту со всеми вытекающими из этого негативными последствиями как для участников конфликта, так и для соседей.
Грузия - член ООН и обязана соблюдать существующий мировой правопорядок, основанный на Уставе ООН, современном международном праве. Концентрация грузинских вооруженных сил вдоль Южной Осетии - это нарушение мирового правопорядка, международного права. Народ Южной Осетии, реализуя свое право на самоопределение, за что он боролся в течение длительного времени, особенно в конце прошлого века, создал свое независимое государство, что в существовавших там условиях было правомерно. Здесь и отмена решения Южной Осетии о преобразовании ее в автономную республику в ноябре 1989 года и в декабре 1990 года, ограничение представительства Южной Осетии в высших органах власти Грузии, что нашло отражение и в ее конституции 1952 года (ст. 4, 55, 67), референдуме 19 января 1992 года, в ходе которого более 90 процентов участвовавших в голосовании выступили за присоединение к России, что означало выход Южной Осетии из состава Грузии, а также другие моменты. Суверенитет означает, что органы государства осуществляют верховную власть на территории своей страны и независимы во внешней политике. Но Тбилиси вот уже 15 лет ее не осуществляет в Южной Осетии - там действует другая власть, избранная ее народом. Судебные и административные органы Грузии не осуществляют юрисдикцию на территории Южной Осетии, что признается и в конституции Грузии 1995-го (статья 2 пункт 3 и статья 108). Южная Осетия является государством, обладающим всеми его признаками, - территорией, населением и высшей властью, осуществляющей юрисдикцию на территории Южной Осетии и ее внешние сношения. Она пока не признана в качестве субъекта международного права, что открывало бы для Цхинвали более широкие возможности для международного сотрудничества. Но и сейчас, как и ряд других непризнанных государств, например Приднестровье, она может осуществлять международные связи, что, кстати, делают и части федеративных государств, например канадская провинция Квебек, земли ФРГ и другие.
В июне 1992 года президентами РФ и Грузии, а также представителями Южной и Северной Осетии было подписано соглашение о прекращении огня. После окончания военных действий между грузинской и южноосетинской сторонами сложились линии разграничения, и с их согласия там были размещены иностранные - российские - войска, действовавшие совместно с грузинскими и южноосетинскими, с тем чтобы эти линии не нарушались. Это не государственная граница, а разновидность признаваемых международным правом международных демаркационных линий.