Правду о трагедии "Салям-98" пытались скрыть

"Третьего февраля, когда тонул лайнер, сотрудники Организации портов Красного моря, компании-судовладельца, береговых служб и капитан парома допустили многочисленные ошибки и проявили халатность", - заявил Хамис.

Он рассказал, что судовладельцы даже не заинтересовались причиной неприбытия парома в срок, не пытались связаться с судном и не известили власти о происшествии. Береговая служба Египта не имела современных средств связи и аппаратуры навигационного слежения и могла контролировать движение судов только на расстоянии до 15 миль от берега. Это также оказалось роковым обстоятельством для пассажиров парома.

Серьезные обвинения выдвинуты в адрес капитана другого египетского парома - "Сант Катрин" - Салаха Гумаа, который не пришел на помощь тонущему "Салям-98". В интервью египетской газете "Аль-Ахрам" Гумаа заявил, что принял такое решение, стремясь избежать второй катастрофы и спасти жизни 1800 своих пассажиров. Капитан утверждал, что на море было сильное волнение и горящее судно представляло опасность для его корабля.

"Я информировал директора компании "Салям" Мамдуха Исмаила о происходящем на море, но тот велел продолжать плавание", - пояснил капитан.

Оба парома, "Салям-98" и "Сант Катрин", принадлежат одной компании. Ее руководство сообщило властям страны о гибели парома, на борту которого находились 1400 человек, только через шесть часов после крушения. Поэтому поисково-спасательная операция началась с большим опозданием.

Команда "Салям-98", по сообщениям очевидцев, никак не участвовала в спасении пассажиров, не спускала на воду спасательных лодок, не объясняла людям, что следует делать. Капитан в сопровождении части своих подчиненных покинул паром одним из первых. Остальные члены экипажа также предпочитали заботиться о себе. На пароме находились 10 больших спасательных лодок, в каждой из которых могли поместиться до 100 человек. Ни одна из них не была использована. В результате остались в живых только 426 человек.

Любопытно, что египетские официальные лица утверждают: никаких просьб о помощи они не получали. Однако на базе ВВС Великобритании "Кинлосс" был зафиксирован сигнал бедствия с парома. Об этом были немедленно извещены представители Франции, которые поставили в известность египтян. Представители Египта никак не комментируют эти заявления.

В Каире предпочли сосредоточиться на расследовании причин трагедии. Согласно последней официальной версии, паром погиб в результате начавшегося на борту пожара. По всей видимости, загорелась машина, размещенная на одной из палуб судна. Команда парома пыталась потушить пожар при помощи корабельных пожарных шлангов, но в итоге лишь затопила часть помещений. В результате "Салям-98" опрокинулся.

Эта версия согласуется с предположениями международных экспертов о том, что паром погубили конструктивные недостатки, в частности, его неустойчивость, вызывающая неконтролируемую качку. "Салям-98" было 35 лет. В 1999 году в связи с конструктивными недостатками паром был продан итальянцами египетской компании. По сведениям египетских СМИ, новый владелец судна слегка изменил его конструкцию, добавив дополнительные палубы. И, соответственно, еще больше понизил устойчивость парома.

Комментарий

Камиль Бекяшев, профессор, заведующий кафедрой международного права Московской государственной юридической академии:

- Международное морское право обязывает капитана судна оказывать помощь любому судну, терпящему бедствие на море. Об этом многократно упоминается во многих международных конвенциях и национальном законодательстве государств.

Однако согласно Международной конвенции по оказанию помощи и спасению на море от 1910 года такая помощь может быть оказана только в том случае, если спасательная операция не будет угрожать судну, пришедшему на помощь. Тем более если на таком лайнере находится большое количество людей. Капитан не может рисковать жизнью своего экипажа и пассажиров. Под серьезной опасностью понимается стопроцентное столкновение с терпящим бедствие судном или иным плавучим объектом.

В соответствии с Конвенцией о спасании на море от 1989 года все спасательные операции капитан должен согласовывать со своим судовладельцем и с тем объектом, которому нужна помощь. Однако главным ответственным лицом в этой ситуации остается капитан.

Капитан судна "Сант Катрин" Салах Гумаа поступил правильно, согласовав действия со своим судовладельцем. Но он получил отказ на проведение спасательных работ. Однако Гумаа должен был убедить своего судовладельца в том, что тонет судно с почти 1500 людьми на борту и ему нужна помощь. Если даже судовладелец не дал согласие на оказание помощи тонущему лайнеру, то капитан должен был предпринять иные меры по оказанию помощи судну. Например, проинформировать береговые спасательные службы или участвовать в спасательной операции иным способом. Таким образом, капитан Гумаа нарушил международные и национальные нормы и должен быть привлечен к ответственности по египетскому законодательству.