"Дверь для диалога остается открытой", - утверждали члены российской делегации, которую возглавляет глава Росатома Сергей Кириенко. Делегация прибыла в Тегеран для продолжения начатых в Москве переговоров по иранской ядерной проблеме. Судя по всему, Россия намерена сделать все возможное, чтобы переговоры продолжались вплоть до следующей сессии Совета управляющих МАГАТЭ, которая пройдет 6 марта.
Визит Кириенко в Иран должен, по мнению ряда экспертов, сдвинуть с "нулевых позиций" российско-иранские переговоры. Впрочем, в подобное развитие событий верят немногие. Даже члены нашей делегации в кулуарах говорили о том, что не ждут достижения конкретных договоренностей во время нынешней поездки в Иран главы Росатома. По их мнению, "шансы, что Тегеран уже принял решение относительно российского предложения о создании совместного предприятия по обогащению урана, составляют 50 на 50". "Вероятность положительного исхода существует. Но это произойдет не сейчас, а в последний момент - буквально за 15 минут до начала заседания Совета управляющих МАГАТЭ", - заявил один из экспертов российской делегации.
Все, чем Москва могла заинтересовать Тегеран, она уже предложила. Добавить к этому нечего, да и незачем - российская инициатива в принципе позволяет на взаимовыгодной основе решить все острые вопросы вокруг Ирана.
В Москве считают, что каждая страна имеет право на мирное использование атомной энергии, но при этом должен действовать режим нераспространения ядерных технологий. Россия предлагает Ирану создать совместное предприятие. В этом случае Тегеран получит топливо для своей атомной энергетики и в дальнейшем прибыль в соответствии со своим долевым участием в СП, где 51 процент акций будет принадлежать России и 49 процентов - Ирану. Однако иранские специалисты не получат доступа к ядерным технологиям. В случае если Тегеран согласится на это предложение и за 10-15 лет докажет мирный характер своей атомной программы, то сможет вернуть обогащение урана на свою территорию.
В Москве говорят, что в последнее время характер переговоров с Ираном по поводу создания совместного предприятия изменился в лучшую сторону. Если в январе - начале февраля встречи по этому вопросу скорее выглядели имитацией диалога, то последний визит иранской делегации в Москву протекал иначе и дал надежду, что Иран всерьез желает договориться.
Достижение такой договоренности отвечает не только политическим, но и экономическим интересам России. В частности, Иран на 90 процентов уже рассчитался с Москвой за строительство АЭС в Бушире. Оставшиеся 10 процентов стоимости контракта приходятся на оплату монтажных работ. Всего же, как известно, Иран планирует в ближайшие десятилетия построить около 20 атомных станций, каждая из которых стоит от 1,5 до 2 миллиардов долларов.
Оптимизм в отношении российско-иранских переговоров выразил и глава МИД Ирана Манучехр Моттаки. "Мы готовы к компромиссу", - пояснил он.
Стремясь избежать обвинений в военном характере своих атомных программ, Иран передал в МАГАТЭ информацию о своем секретном проекте по обогащению урана под названием "Зеленая соль". В западной разведке его связывали с разработкой ядерных боеголовок для ракет. Теперь инспекторы МАГАТЭ намерены в ближайшее время посетить Тегеран, чтобы проверить полученную информацию. Собранные ими данные могут стать частью отчета, который глава МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадей передаст членам Совета управляющих агентства на следующей неделе.
Кроме переговоров по ядерной тематике, Сергей Кириенко как сопредседатель российско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству встретился со своим иранским коллегой, министром экономики и финансов Давудом Данешджафари. Обсуждались вопросы по сотрудничеству в области топливно-энергетического комплекса, самолето- и автомобилестроения, связи и транспортных коридоров.
"Российские компании будут иметь приоритет на участие в строительстве новых АЭС в Иране", - заявил министр экономики и финансов Ирана Давуд Данешджафари по итогам переговоров с Кириенко. В свою очередь глава Росатома не видит "политических препятствий к завершению строительства атомной станции в Бушире".