Подготовка к инаугурации по сути напоминала демонстрацию успехов республики за последние годы. Местные города и села изменились практически до неузнаваемости, что по плану организаторов не должно было остаться незамеченным гостям из соседних республик и иностранным журналистам. Ко дню принятия присяги даже провели капитальный ремонт всех дорог в Грозном. В честь инаугурации практически во всех районах республики прошли ритуальные жертвоприношения. Мясо жертвенных быков развезли по интернатам для детей-сирот и инвалидов.
Празднование вступления в должность президента республики началось с раннего утра. Республиканскую столицу, на улицах которой наблюдалось заметное оживление, всю увешали флагами и портретами Рамзана. Школьников и студентов из Грозного, одетых в майки с портретами Кадырова, погрузили в автобусы и отвезли на концерт звезд местной эстрады, который проходил в Гудермесе. Въезд в резиденцию президента, которую и без того всегда охраняли очень тщательно, был разрешен только особым гостям после нескольких проверок.
Церемония началась с оглашения решения двух палат чеченского парламента, которые около месяца назад тайным голосованием утвердили кандидатуру Рамзана Кадырова на посту президента, и постановления о наделении его полномочиями главы республики на четыре года.
Затем самый молодой глава субъекта страны и Герой России произнес клятву верности чеченскому народу.
- Я клянусь уважать и охранять права человека и гражданина, соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, - произнес он, держа правую руку на главном документе страны.
Под бурные аплодисменты в зал внесли штандарт президента Чечни. Удостоверение главы республики и члена Госсовета РФ Кадырову вручил полномочный представитель президента в ЮФО Дмитрий Козак. Он же зачитал и приветственную телеграмму от президента страны Владимира Путина. В ней, в частности, говорится о больших надеждах, которые федеральный центр возлагает на Рамзана Кадырова в деле восстановления Чечни.
- Многое уже было сделано в республике за эти годы, но предстоит сделать еще больше, - заявил Дмитрий Козак, - необходимо создать все условия для того, чтобы каждый законопослушный гражданин в Чечне смог реализовать свой потенциал. Для этого необходимы согласованные и энергичные действия органов власти.
По-настоящему программным заявлением Кадырова стала его речь перед собравшимися после завершения обязательного церемониала.
- Доверие, оказанное мне чеченским народом и президентом России, - это не награда, а большая ответственность. Я, как и мой отец - первый президент Чечни Ахмат Кадыров, иду во власть не ради власти, а ради достижения главной цели - мира и межнационального согласия в республике. Я не вижу смысла в разграничении полномочий между республикой и федеральным центром. Мы должны быть не лучшими, а равными среди равных, не государством в государстве, а частью России.
На брифинге для журналистов Кадыров пояснил, что вопросом номер один для него сегодня является разработка государственной концепции национальной политики. Она и станет темой для первого заседания парламента с участием президента.
День инаугурации был объявлен в Чечне выходным днем.
В своей инаугурационной речи Кадыров дал два важных обещания - поставить в основу своей политики интересы человека и сделать республику равной среди равных в Российской Федерации.
Самый молодой глава российского региона не раз уже доказывал, что может держать слово. В Чечне вам скажет любой, что Кадыров слов на ветер не бросает. Характером крут. Его боятся. За это и за многое другое нажил себе достаточно недругов. Он это знает, но идет напролом ва-банк. Или все, или ничего. Как в политике, так и в жизни. Увлекается машинами, скачками и собачьими боями. Последнее увлечение явно не добавляет ему шарма в глазах любителей природы. Словом, необычный человек, но и регион он возглавляет необычный.
За три года Рамзан, сохранив свой юношеский задор, смог добиться заметных результатов в восстановлении разрушенного хозяйства и расправе над непримиримыми экстремистами и откровенными бандитами. Облик Чечни преобразился.
Пока эти два достижения - визитная карточка Рамзана. Но после его вступления в должность главы республики Кадырову придется решать не только эти проблемы.
До войны в Грозном из 410-тысячного населения 270 тысяч жило русских. Сейчас в республике практически вообще не осталось ни русских, ни украинцев, ни евреев, ни армян, ни корейцев. Мононациональная республика, в которую превратилась Чечня, таит в себе много опасностей прежде всего в культурном и духовном плане. Православная церковь, которую восстановили в центре чеченской столицы, почти всегда стоит закрытой. Между тем взаимопроникновение культур и религий на всем протяжении истории Чечни обогащало культуру чеченского народа. И если отец Рамзана пытался по мере возможности поддерживать, скажем, национальный детский ансамбль "Седричи" и Центр гуманитарных исследований под руководством Эльсункаева, то после смерти Ахмата Хаджи возрождение национальной культуры вообще прекратилось. А ведь Ахмад Хаджи лично курировал деятельность фонда и издания шеститомника классика чеченской литературы Абузара Айдамирова.
Наоборот, в республике даже на высоком уровне стали раздаваться пророчества о скором воскрешении имама Шамиля и почитаемого чеченского святого Кунта-Хаджи. Но Кунта-Хаджи даже похоронен не на территории Чечни, а в Вологодской области. А согласно традиционному исламу, возвращения с того света нет. Совершенно очевидно, что духовного и исторического образования Рамзану пока не хватает. А устазов, то есть духовных учителей масштаба Ташал-Хаджи Эндирейского, Докки Шаптукаева или Бамат-Гирей Хаджи Митаева (Овды) и других в настоящее время в Чечне нет. Современная чеченская молодежь в большинстве своем не знает не только своих устазов, но и своих классиков литературы. Зато многие знают Ризвана Читигова, Шамиля Басаева, семью Тершиевых, прославившихся убийством учителей и старейшин. "Жития" несвятых еще долго будут довлеть над Чечней и отравлять сознание.
Даже многие образованные чеченцы плохо знают историю своей религии. Мало кто читал или хотя бы слышал о книге звезд "Сиеда Жайна", написанной в 650 году нашей эры. Мало кто знает, что четырех праведных халифов Усмана, Омара, Али и Абубакара Ас Сидиха, последователей пророка Мухаммеда, спас эфиопский христианский царь Негус.
А мои собеседники в Чечне до сих пор серьезно думают, что войны в Чечне с русскими были обусловлены религиозными антагонизмами и религиозной несовместимостью. Вообще, много раз пришлось убедиться в том, что в современной Чечне еще очень много осталось от язычества. Но видно и стремление народа к нравственному и духовному пробуждению. Людей подталкивают к этому очень глубокие исторические корни и генетическая память предков.
Пока чеченские чиновники никак не отреагировали на этот вызов времени. Они говорят только о строительстве домов и экономике. Рамзан, судя по его вчерашним высказываниям, также пока не озаботился возвращением к духовным традициям. Но три прошедших года показывают, что новый президент Чечни обладает очень живым умом и быстро учится. И пока ни разу не отступил от своего слова. Но только когда учитель истории и танцев будет получать зарплату выше, чем чиновники и строители, я поверю в настоящее возрождение Чечни.