Рената Литвинова: В выборе продуктов я предпочтение отдаю отечественным производителям

За

Рената Литвинова, актриса:

- Быть патриотом - это всегда хорошо, это прилично. И, конечно, хорошо бы, чтобы в магазинах все люди, делая покупки, были патриотично настроены. Хорошо бы - если бы наш человек выбирал не китайские товары. Мы ведь сейчас практически все пользуемся китайским рынком. Даже если на ярлычках написано "Италия" или "Англия", все равно все производится в Китае, и все равно покупаем.

При выборе автомобиля я, разумеется, патриотическими чувствами не смогу руководствоваться: русский автомобиль давным-давно проиграл схватку. Но овсяную кашу я покупаю русскую. Гречневую кашу я тоже покупаю русскую. Покупаю все русское, что осталось откуда-то там с детства, с советских времен, когда был такой "знак качества". А сейчас его в принципе не существует, и это очень жаль. Однако есть молокозаводы, которые выпускают молоко не из порошка. Я знаю, что нас там опосредованно не обкармливают химией, поэтому покупаю их продукты. Я, например, знаю, и что наших лососей не откармливают гормонами. А других - откармливают. Когда лосось в человеческий рост - понятно, как его кормили, и понятно, что нам не стоит его есть. И все эти курицы нерусские - мне кажется, это все какие-то корма-анаболики их такими здоровенными и гладкими делают. И поэтому из двух куриц - нашей и импортной - я выбираю нашу, это и для меня самой, и для российского крестьянина полезно.

Что касается одежды, мне лично нравятся русские дизайнеры. Если у них все сшито в России, это гарантировано хорошее качество. И отечественные кофточки, всякие свитера, брюки ничуть не хуже импортных. Я тут вошла в товарищество с одной крупной русской фабрикой, которая в Питере, и сейчас выпущу свою коллекцию одежды, но она же ведь будет русская! Там уже сшили несколько образцов платьев летних, и все мои подруги, и я сама уже загорелись купить себе такие, потому что это очень хорошее качество. И фабрика будет все вещи изготавливать только из качественных материалов - натурального шелка, натуральной шерсти. И это будет такой покрой, чтобы все вещи могли надевать не только девочки-подростки, а женщины, которых можно назвать женщинами. Потому что иногда я смотрю на все эти импортные вещи в магазинах и не понимаю, для кого они сшиты: для человека, для женщины или для маленького скелетика?

Так что нашего производителя как могу, так и поддерживаю.

А если бы наших производителей еще и государство поддерживало... Все эти западные бренды - это ж огромная индустрия, в них же такое бешеное количество денег закачивалось. У нас же никто никого не поддерживает. А все финансы куда-то в другую сторону уходят. Наши же талантливые люди находят каких-то инвесторов и шьют себе в каких-то маленьких мастерских. И у них маленькие магазины, которые в принципе не могут делать им ни славы, ни денег.

И кто говорит, что нет русских брендов? Например, есть известные с советских времен духи - ведь это же замечательные духи. Но, к сожалению, русские женщины лучше выложат 100 долларов за иностранную какую-то туалетную воду. А мне нравятся эти наши духи. Есть специальный магазин - об этом даже не все знают, - где их купить всегда можно. И фабрика, которая их выпускает, слава Богу, еще существует.

На самом деле наш производитель по полету творческой фантазии, умению давать качество ничуть не хуже импортного.

Против

Александр Кабаков, писатель:

- Какими критериями я руководствуюсь при выборе товаров? Как говорил иностранец в романе Булгакова, "хорошее люблю, плохое - нет". Вот и весь критерий. А что касается того, должен ли наш потребитель быть патриотом... Ну, неплохо бы, конечно. Только при этом было бы хорошо, если б вначале наш производитель стал патриотом. Знаете, патриотизм хорош взаимный, как любовь. А когда весь патриотизм российского производителя сводится к тому, что, к примеру, выпускаются все те же самые невменяемо безобразные автомобили, - только стоят они теперь не две с половиной тысячи долларов, как стоили еще недавно, а десять тысяч - о каком патриотизме российского покупателя может идти речь? Патриотизмом у нас сегодня считается то, что какими-то абсолютно искусственными способами чиновники и производители борются с импортом. Ну какой же это патриотизм?

Как быть потребителю, когда наш производитель никуда не годится? А если и годится, то наша торговля уж точно сделает все, чтобы лишить его товары преимущества и привлекательности для отечественного покупателя. Например, превратит наши товары в такие же дорогие, как их импортные, привозные аналоги. Возьмите наше отечественное молоко - оно, уже разбавленное, продается не то чтобы на сколько-то процентов, а в разы дороже той цены, по которой торговля закупает его у сельхозпроизводителя. О каком патриотизме, спрашивается, можно здесь говорить? Хорошо, знаете ли, быть патриотом среди патриотов.

Возникала ли у меня в последние годы проблема выбора между отечественным и импортным при покупке рубашки или домашних тапочек? Нет. Уже, наверное, потому, что наших отечественных просто не вижу. Во всяком случае таких, на которых было бы указано, что они отечественного производства, а не написано "Made in Italy", хотя они сделаны в Мытищах, и это сильно заметно.

А вот что касается выбора других товаров, то у меня был опыт, когда я год с лишним ездил на отечественном автомобиле, и не последним соображением при этом было то, что он в общем дешевый. Такой дешевый и просторный автомобиль. И он мог бы быть вполне приемлемым, если бы его собирали руками, а не... уж не буду говорить, чем. Моя новая машина была так собрана, что через полгода эксплуатации прямо посередине дороги неизвестно отчего загорелась. Надо ли говорить, что теперь из двух автомобилей - отечественного или иностранного - я, не мучаясь патриотизмом, выберу иномарку?

Когда - это было давно - на американский рынок только-только хлынули японские автомобили, патриотически настроенные американцы разбивали кувалдами "Тойоты". Но такие чувства можно было понять хотя бы потому, что их отечественные "Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайслер" выпускали машины не худшего качества. Так что патриотически поддерживать отечественного производителя сегодня в первую очередь должен сам производитель, а уж как производная - потребитель. Это - первое.

А второе, о чем я, собственно, уже сказал, - нужно, чтобы к патриотизму производителя добавился бы патриотизм торговли. Вот тогда можно будет апеллировать к патриотическим чувствам наших потребителей и призывать их покупать отечественные товары.