Поэтому логику представителя Минпромторга, раздумывающего о перенаправлении этих ребят в производство, вполне можно понять. Тем более что речь, повторюсь, идет об отрасли, которая сама по себе ничего не производит, а зарабатывает на потере желания некоторых россиян самостоятельно посещать магазины, то есть на лени.
Сервисы доставки можно было бы считать социально значимыми, если бы разговор шел о маломобильных категориях населения: инвалидах, стариках, которым трудно ходить, многодетных семьях и так далее. Но таких в общем числе потребляющих услугу совсем немного. Большинство использует услуги доставки в качестве бонуса комфортной жизни.
Но если так, то постановка вопроса не только экономически оправданна, но и вполне резонна с моральной точки зрения. По данным, приводимым РБК, 47 процентов руководителей предприятий жалуются на нехватку квалифицированной рабочей силы, и полтора миллиона - огромный резерв этой самой силы.
Конечно, рыночная экономика сама регулирует рынок труда, но только в обычных условиях, которыми современные российские условия трудно назвать. Хотя бы потому, что мы пока что не можем преодолеть опасную демографическую тенденцию. Нехватка рабочих рук нам на ближайшие годы, к сожалению, гарантирована. И от того, как страна будет преодолевать проблему, зависит и стратегическое развитие экономики, и благополучие каждого из нас.
Поэтому балансировка рынка труда представляется неизбежной, и чем-то однозначно придется пожертвовать. Вариантов немного. Или наращивание миграции, вызывающее, мягко говоря, неоднозначную реакцию в обществе, или создание условий для перехода рабочих рук и мозгов из сервиса в производство. Где, к слову, востребованы навыки и программистов с менеджерами, которые сервисы доставки разрабатывают и организуют.
Разумеется, решение этой задачи не терпит суеты, оно должно опираться на экономические механизмы и создавать условия для того, чтобы работа в производстве была интереснее, в том числе и в материальном плане.
И, само собой, вопросы нужно решать комплексно, развивая профессионально-технические училища, техникумы и колледжи, побуждая молодежь учиться конкретным специальностям, востребованным реальной экономикой. Вот и президент недавно объявил о создании в самом скором времени 100 инженерных школ. Это как раз шаг в том самом направлении. Да и роботы-курьеры могут подставить плечо человеку.