Назначение Сергея Собянина воспринято как начало решения множества проблем Москвы, которая при всем внешнем динамизме стала в последние годы все больше отставать как от требований к современному мегаполису, так и от задач, которые ставит федеральная власть. Выступая на инаугурации мэра, президент Медведев говорил: "...мы решили, что именно в Москве будет финансовый центр нашей страны, и, если получится, а мы для этого все сейчас работаем, и финансовый центр может быть на территории практически всей Евразии. Во всяком случае, такая амбициозная задача перед нами стоит". Пока Москва не готова стать одним из главных деловых городов мира. Сегодня она даже не в состоянии полноценно играть роль финансового центра СНГ. Успех модернизации в немалой степени зависит от состояния столицы - качества ее финансовой и транспортной инфраструктуры, уровня личной безопасности, качества медицины, других социальных сервисов, экологии. Москва обязана стать комфортным городом для деловых людей из разных стран, туристов, приезжающих на учебу студентов и т.д. Удобной для собственных жителей. Пока Москва слабо привлекает бизнес-элиту мира, то есть не выполняет важную столичную функцию.
Очевидной является ее транспортная проблема. Медведев особенно отметил необходимость новому мэру срочно заняться ее решением. В Москве ежедневно находится примерно 5 млн машин, что не так уж много, но именно автомобильные пробки стали символом столицы. Ни в одном крупном городе мира не удавалось решить эту проблему быстро и единственным магическим способом. Нужен комплекс разнообразных мер. Например, изменения дорожной структуры, строительство сквозных магистралей, создание парковочного комплекса, выделение специальных полос для машин с пассажирами, изменение учебных и рабочих часов, изменение функций дорожной полиции, установка "умных светофоров" и т.д.
Но дороги - только часть транспортной проблемы. Большие трудности испытывает столичный авиационный узел, хотя и объединяющий несколько аэродромов, но столь заметно уступающий другим авиацентрам мира по всем показателям, что говорить о возможности в этих условиях превращения Москвы в деловой и финансовый центр международного уровня не приходится. В Москве даже нет специализации ее аэропортов под различные сегменты рынка, что является фактом просто неприличным в мире, давно отказавшимся от модели сосуществования в одном городе нескольких аэропортов с одинаковыми функциями как нерациональной и коррупционной.
Более того, в Москве до сих пор нет хаба - узлового аэропорта с большими трансферными и пересадочными возможностями. Только города с хабами могут претендовать на роль мировых центров. В мире сегодня есть 32 хаба. Они и определяют географию глобальной экономики: 11 хабов находятся в Северной Америке, 5 - в Западной Европе, 12 - в Азии. Новые финансовые центры Дубаи и Доха смогли стать таковыми только после создания у себя мощных хабов. Их отсутствие отбрасывает Россию на обочину мировой экономики, а для Москвы закрывает дверь членства в клубе финансовых центров.
Без хабов нельзя даже выйти на глобальный рынок экспорта авиатранспортных услуг. Это лишает Москву 65% стыковочного потенциала, то есть через нее не летают тысячи бизнесменов из разных стран. Значит, российской столицы как бы нет на деловой карте мира. Москва входит в число 20 ведущих городов мира по пассажиропотоку и численности населения, обладает выгодным географическим положением, позволяющим авиакомпаниям на спрямлении маршрутов через нее экономить миллионы долларов в год, пассажирам - время в пути. Отсутствие столичного хаба - не только очевидный стратегический просчет, противоречащий курсу федеральной власти на повышение роли Москвы в мире, но и ведет в ближайшие годы к коллапсу всего московского авиационного узла.
Сейчас в столичных аэропортах функционируют шесть полос, но вторые полосы в Домодедово и Внуково выработали свой ресурс и требуют закрытия для капитальной реконструкции. Москве нужны новые полосы. Понятно, что строить их в Москве надо именно там, где можно создавать хаб. Пока же предполагается строить только одну новую полосу, но в Шереметьево, где создание хаба вообще невозможно в силу объективных условий. Если этот план будет реализован, Москва рискует навсегда остаться глубоко провинциальным городом в глобальной финансовой системе, а на амбициозных планах Медведева будет поставлен крест.
Судите сами. Известно, что для хаба нужны как минимум четыре полосы, три из которых могут принимать любые самолеты. В Шереметьево из-за отсутствия пригодной земли и географических особенностей четвертую полосу построить нельзя, что делает его изначально непригодным для хаба. Уже объявлено, что длина предлагаемой полосы может быть всего 3,2 км, что отсекает самолеты дальней авиации, типа 350-х и 380-х аэробусов, Боинги 747 и 787 даже Ил-96М. Все новые полосы в мире приближаются, а то и превышают 4 км, а самые частые аварии в последнее время - выезд за пределы коротких полос.
Новая полоса будет в 8 км от терминала, из-за чего только транспортировка самолета составит примерно 40 минут. Это не только лишает смысла бизнесмену лететь, скажем, из европейской столицы, увеличивая полет на треть, но ведет к резкому увеличению расходов авиакомпаний. Пассажиры, видимо, вообще будут приезжать за багажом на следующий день. Расстояние противоречит мировым стандартам безопасности для руления широкофюзеляжных самолетов - 5 км, после чего резко повышаются шансы на аварию из-за перегрева шасси. А спасателям придется ехать 8 км, прежде чем начать спасать. Какие западные авиа и страховые компании пойдут на такой риск?
Для строительства полосы в Шереметьево придется снова вырубать Лобненский лесопарк, который со стороны Химок уже стал жертвой скоростной дороги в Санкт-Петербург. Это, как известно, вызвало мощный массовый взрыв негодования и привлекло внимание президента, приостановившего проект. Но на этот раз в зону строительства попадает еще и река Клязьма в районе водохранилища, откуда Москва берет питьевую воду, зона обитания редких птиц, а также густонаселенные и быстрорастущие поселки, где надо выкупать сотни участков и с судами и митингами сносить не менее 200 домов. Огромные жилые кварталы попадут в зону сильного шума. С этим уже столкнулось Внуково. Новому мэру срочно нужно выработать новые подходы и решения. Это первоочередная задача.
Конечно, Собянину противостоит мощная бюрократическая коррумпированная машина, привыкшая за долгие годы ставить свои интересы выше интересов города и страны. Выступая в мэрии, Дмитрий Медведев признал, что в Москве есть факторы, препятствующие развитию полноценной деловой активности. Многие решения, которые мэру придется принимать, будут восприниматься в штыки. Но, похоже, у него есть поддержка сверху, политическая воля, авторитет и опыт. От того, как быстро, смело и эффективно ему удастся решить транспортные проблемы Москвы, зависят не только симпатии к нему москвичей, но шансы российской столицы стать деловым и финансовым центром международного значения.
По крайней мере, так это видится мне из Вашингтона.