01.08.2011 23:44
    Поделиться

    Эксперты: В России нет стопроцентно надежных туроператоров

    Разгар отпусков. Кажется, все рванули на отдых. Турфирмы работают в усиленном режиме и уже подсчитывают, какие доходы сулит им нынешний сезон. А некоторые отдыхающие клянут все на свете, что в организации своего отпуска положились на турагентство, не проверив его надежность.

    Почти 25 тысяч рублей отсудила жительница Волгограда за недостоверную информацию, предоставленную ей туроператором. Вместо одного отеля ей предоставили другой, менее удобный, а позднее туристка улетела совсем не тем самолетом, который обещала турфирма.

    Когда молодая женщина выбирала место для отдыха в Турции, менеджер красочно расписал ей престижный район, пляж в двух шагах от отеля. А прилетев на отдых, оказалось, что отель находится совсем в другом районе, на окраине города. И каждый день, чтобы добраться до центра и моря, ей пришлось ездить на автобусе.

    Мало того, уезжать с солнечных пляжей волгоградке пришлось на сутки раньше, чем было указано в договоре, в отеле закончились ее расчетные дни. Пришлось вычеркнуть еще один день отпуска. Но самая главная неприятность ждала туристку в аэропорту. Когда ее привезли туда и она с электронным билетом на руках подошла к кассе, выяснилось, что ее нет в списке отбывающих.

    После нервной суматохи она разыскала-таки туроператора, но вместо чартерного рейса "Анталья - Волгоград" ее посадили на самолет до Москвы. Объяснили тем, что якобы турфирма не рассчитала количество мест на борту чартера.

    Все замечательное отпускное настроение девушки смыло как морской волной. После пережитого стресса девушка обратилась в турфирму, но никаких извинений и компенсации полученного ущерба не дождалась. После этого путешественница обратилась в комитет по защите прав потребителей, который отстаивал ее интересы в суде. Суд постановил выплатить туристке как материальный - в размере 13 680 рублей, так и моральный ущерб в десять тысяч рублей.

    - Это не первое дело, которое мы отстаиваем в судах из-за того, что туристические фирмы дают недостоверную или неполную информацию о своих услугах, - говорит начальник отдела обращений волгоградского комитета по защитите прав потребителей Наталья Головина. - Не так давно пришлось защищать интересы отдыхавших, которым предоставили место... на одной кровати.

    В турфирму обратились две женщины почтенного возраста, которые хотели посмотреть экзотический Вьетнам. Причем при заключении договоров оговорили, что хотят поселиться в номере с отдельными кроватями.Когда пенсионерки прибыли в долгожданный отель, мечтая об отдыхе, то обнаружили в номере одну двуспальную кровать.

    Они вернулись на ресепшен, но там им объяснили, что у них забронирован именно такой номер. И сунули им под нос договор, где были их собственные подписи. Три часа ушло у бедных женщин на переговоры, в итоге расстроенные путешественницы доплатили из своего кармана 210 долларов за номер другой категории.

    Позже, уже дома, турфирму, предоставившую медвежью услугу, удалось уличить в нарушении закона - ведь она была обязана предоставить информацию на русском языке, тогда бы и не случилось такого недоразумения.

    Более того, турагент в сопроводительном письме написал, что обратно волгоградки прилетят в аэропорт Шереметьево, и женщины соответственно взяли билеты домой оттуда. Уже лежа на пляже, листая договор, туристки обнаружили, что из Вьетнама прибывают .... в Домодедово. Пришлось поднимать на ноги родных, чтобы меняли билеты из Москвы в Волгоград. Единственная радость от той поездки, что обеим клиентам турсервиса удалось компенсировать материальные - по 3,1 тысячи рублей каждая, и моральные - по 2 тысячи - затраты через суд.

    50 тысяч рублей выиграл у турфирмы еще один из волгоградцев, отправивший в злополучную поездку свою мать. Однако та, как и другие туристы, не смогла вылететь обратно, потому что все банковские счета фирмы были закрыты.

    Впрочем, бывает, что и турфирмы страдают от своих клиентов. Как рассказывают в Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ), среди их клиентов есть те, кто делает бизнес на несовершенстве системы взаимоотношений между туроператорами и турагентами. Что особенно интересно, клиенты эти - люди в погонах, полицейские.

    Схема простая. Сотрудники органов внутренних дел в период отпуска могут вылетать в любую точку земного шара бесплатно (такую льготу им предоставляет государство). Важный момент: если на внутрироссийских авиабилетах указывается цена, то на международных - нет. Этим и пользуются клиенты в погонах. Они выбирают дальние экзотические рейсы вроде Кубы или Доминиканской Республики, где дешевые гостиницы и обслуживание. Затем обращаются к турагентствам с просьбой выдать им справку для бухгалтерии о стоимости авиаперелета. Турагентства дают ее, но эта справка о примерной стоимости. Окончательную цену билета может определить только туроператор после отправки чартера и в зависимости от наполнения самолета. Допустим, полицейский-турист получил справку о том, что авиаперелет "потянет" на 100 тысяч рублей. В ведомственной бухгалтерии с учетом этих данных ему выдают нужную сумму. Через несколько месяцев ревизоры проверяют обоснованность выдачи этой суммы, делают запрос у туроператора, и выясняется, что авиабилет на самом деле стоил, допустим, 70 тысяч. Полицейского заставляют вернуть в бухгалтерию 30 тысяч.

    И тут начинается самое интересное. После этого он подает в суд на турагентство за "предоставление недостоверной информации потребителю". В исковом заявлении люди в погонах указывают, что если бы они знали о заниженной цене билета, то ни за что бы не купили путевки. Дескать, их права потребителей туруслуг попраны, требуем наказать турфирму и вернуть честно заработанные деньги.

    И бесполезно доказывать в суде, что информация о примерной стоимости авиабилета была получена с сайта туроператора в присутствии клиента. Причем некоторые клиенты слезно просят выдать им справку о цене билета, на 10-20 тысяч превышающую реальную. Мол, мы со своей бухгалтерией разберемся. Выигранные затем в суде суммы (речь идет о десятках тысяч рублей) не только окупают предыдущую поездку, но еще и приносят им неплохой доход.

    Юристы усматривают в этой схеме покушение на хищение государственных средств. Однако служба собственной безопасности ГУВД по Алтайскому краю, как стало известно корреспонденту "РГ", в июне проверила одного из высокопоставленных сотрудников вневедомственной охраны, подавшего в суд на барнаульское турагентство после посещения далекой экзотической страны. И пришла к выводу: злого умысла в его действиях нет. Умысла, может быть, и нет. Но как тогда назвать его желание срубить деньги с турфирмы?

    Возможно, поэтому эта схема продолжает "работать". Недавно еще один "клиент в погонах" из полицейских органов Алтая подал в суд на турфирму.

    КОМПЕТЕНТНО

    Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии

    - Стопроцентной гарантии не существует. Сегодня эксперты предлагают даже больше доверять "сарафанному радио". Отдохнул ваш знакомый, все ему понравилось - есть большая вероятность, что и вам также повезет. При этом всегда надо помнить, что турфирмы предлагают своим клиентам необычный продукт - его нельзя потрогать или попробовать на вкус. По сути - мечту. Возможно, поэтому мы полностью доверяемся турфирме. А делать этого нельзя. Ведь мы же не покупаем в магазине просроченный или испорченный товар. Почему же нам трудно бывает прочитать условия договора. Это бы сразу сняло ряд проблем.

    В стандартном договоре должны быть прописаны все услуги, за которые платит клиент. Например, турист выбрал номер с видом на море, который стоит, как правило, дороже. Это должно отразиться в договоре. Тоже касается наличия большой двуспальной кровати в номере, индивидуального трансфера из аэропорта и обратно и прочее. Если действительность не совпадет с тем, что прописано на бумаге, клиент может смело предъявлять претензии. Кстати, название авиакомпании в договоре может не указываться. И в данном случае в этом нет никакого подвоха. За границу туристы, как правило, летают чартерными рейсами. В этом случае время вылета и даже перевозчик в силу разных обстоятельств могут меняться.

    Не лишним будет обратить внимание на внутреннюю обстановку в турагентстве. Если из мебели стол, стул да компьютер, это уже может быть поводом отказаться от услуг компании. Настораживать должны и большие скидки, которые сулит турагентство. Элементарная арифметика гласит: агентская комиссия составляет в среднем порядка 10-15 процентов.

    Еще одна часто используемая мошенниками схема - это заключение с туристами договора на оказание консультационных услуг. Если в компании предлагают подписать именно такой договор, нужно сразу уходить оттуда.

    Подготовила Нина Егоршева

    Поделиться