Депутаты предлагают сократить число служебного автотранспорта в России
Надо не просто закупать по госзаказу автомобили, произведенные в России, но и строго оговорить при этом требования к зарубежным автоконцернам, работающим в нашей стране. А также пересадить чиновников со служебных машин на личные авто.
Такие предложения, как стало известно "РГ", обсуждаются в Госдуме. Вопрос о том, что для государственных и муниципальных нужд российские ведомства обязаны будут закупать только автомобили, которые производятся в России или странах Единого экономического пространства - Белоруссии и Казахстане, - практически решен.
Минэкономразвития и минпромторг уже готовят правительственное постановление на этот счет. Норма, скорее всего, вступит в силу с 2013 года, сообщил на заседании первого заседания Экспертного совета по инновационному развитию автопромышленности и спецтехники при Комитете Госдумы по промышленности замглавы минпромторга Алексей Рахманов. Это поддержит, по его словам, отечественный автопром при вступлении России в ВТО.
Но депутаты предлагают правительству пойти дальше, рассказал "РГ" первый зампред комитета Владимир Гутенев. Скорее всего, при выборе автомобилей госчиновники предпочтут все же российские иномарки. И тогда средства, вырученные за эти авто, пойдут на счета иностранных производителей, то есть за пределы страны. Поэтому разумно допускать к участию в госзакупках тех производителей, которые используют при сборке авто в России не менее трети компонентов нашего производства.
А не ввозят детали в льготном режиме из-за границы, не торопясь выполнять правительственные соглашения о промышленной сборке с обязательствами производить не менее 30 процентов двигателей для авто, локализовать минимальные 60 процентов других комплектующих.
В России в льготном режиме промсборки сегодня работают уже десятки мировых автоконцернов, собирая модели разного класса. Но далеко не все из них достигли оговоренного порога локализации компонентной базы.
И, по мнению депутата, для того, чтобы бюджетные деньги оседали в отечественной экономике, авторы документа должны дифференцировать право участия в госзаказе иностранных автопроизводителей. Допускать к нему тех, кто выполняет соглашения о локализации хотя бы на треть. А со временем увеличивать и этот "потолок". Когда зарубежные производители сосредоточат в России 60-80 процентов компонентов продукции, она, безусловно, уже будет считаться российской.
Еще одно предложение депутата - в разы сократить число служебных автомобилей для чиновников всех уровней и рангов, а также для менеджеров госкомпаний. И взамен статусных авто предоставить госслужащим компенсации к зарплате, то есть монетизировать транспортные льготы. Содержание служебного автомобиля среднего класса с учетом жизненного цикла машины, эксплуатационных затрат, зарплаты водителей, обходится министерствам и ведомствам в среднем в 100 тысяч рублей в месяц, подсчитал депутат. В целом, по стране, это сотни миллиардов рублей. Если даже частично эту сумму использовать на персональную прибавку к зарплате или поощрения эффективно работающим чиновникам, то большинство бы с интересом восприняли сокращение ведомственного автопарка. Особенно эта мера может сработать в российских регионах, где чиновники невысокого уровня пересядут на личный транспорт.
Между тем, пока открытым остается вопрос о возможных исключениях из общего правила по госзакупкам отечественных авто. Сейчас идет речь о том, что они все-таки, скорее всего, будут. И отдельные ведомства, видимо, пойдут по пути исключений. Из собственных источников "РГ" стало известно, что министерство обороны уже готово оговорить госзакупки автомобильной техники иностранного производства.
Под вопросом и люксовые автомобили представительского класса, необходимые для приемов высокопоставленных международных чиновников - коллег. В рамках международного сотрудничества Россию посещает тысячи делегаций и престиж страны здесь является определяющим мотивом.
Справка "РГ"
По подсчетам экономистов, одно рабочее место в автопроме создает 7-8 мест в смежных отраслях. В российском автомобилестроении занято 750 тысяч человек, с учетом мультипликативного эффекта, общее количество россиян, связанных с автопромом, сегодня уже превышает 3 миллиона человек.