С 1 сентября в России вводится утилизационный сбор на автомобили

С 1 сентября каждое транспортное средство будет облагаться утилизационным сбором. Уплата сбора ляжет на плечи производителей и импортеров, а значит, стоимость утилизации будет заложена в цену автомобиля. Размеры сбора будут рассчитываться в зависимости от коэффициента утилизационной трудоемкости и объема двигателя автомобиля. По предварительным подсчетам минпромторга и минэкономразвития, базовая ставка за новую легковую машину может составить 20-45 тыс. рублей, за грузовую - от 150 до 400 тыс. рублей.

- Решение вопросов утилизации автомобилей уже становится одной из первостепенных задач российского автопрома, - считает руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Стенли Рут.

В первом полугодии 2012 года продажи новых легковых автомобилей в России, по данным исследований компании PwC, выросли на 15% в количественном выражении и на 26% в денежном по сравнению с первым полугодием 2011 года. Значительный прирост продаж показали иномарки российского производства, которые в настоящее время занимают 45% рынка (в первом полугодии 2011 - 38%). По наблюдениям старшего аналитика финансовой группы БКС Игоря Краевского, продажи авто российских брендов стагнировали и даже сократились. В частности, продажи АвтоВАЗа упали на 14% и составили всего 18% рынка. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса в РФ в первом полугодии 2012 года хорошая ситуация сложилась в сегменте коммерческих автомобилей. Продажи легких коммерческих автомобилей составили 83 193 машины, что на 9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Средних грузовиков было продано 5448, тяжелых - 11 839.

- Годовое производство автомобилей увеличилось на 70% с 2002 по 2011 год. Объем автопарка автомобилей с 2002 года по 2011 год увеличился на 58%, - рассказал Стенли Рут. - Через 10 лет ежегодное производство легковых автомобилей в России может превысить 3,5 млн штук в год. Также ожидается, что в течение следующих 10 лет совокупное количество проданных новых легковых автомобилей в России будет равно текущему количеству легковых автомобилей на дорогах страны. Возникает необходимость в утилизации старых автомобилей, выходящих из эксплуатации.

Согласно даннымPwC, средний возраст автомобиля в России равен 12 годам, а 33% автомобилей в стране старше 15 лет. При условии, что российский авторынок достигнет среднеевропейского уровня ежегодно утилизируемых автомобилей в 6% и продажи достигнут 3,5 млн штук в год, ежегодно необходимо будет утилизировать 2 млн автомобилей, или около 20 млн в течение 10 лет. Кроме того, в течение следующих десяти лет потребуют утилизации и те 10 млн автомобилей, возраст которых больше 15 лет.

По мнению ведущего эксперта управляющей компании "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, решить проблему утилизации автомобилей можно, создав для этой деятельности соответствующую правовую основу и экономические условия.

- Для эффективной организации утилизации необходима развитая инфраструктура, включающая в себя пункты приема отслуживших автомобилей, предприятия по разборке и монтажу вышедших из эксплуатации авто, шредерные заводы, - объяснил Дмитрий Баранов. - Еще одна задача - создание экономического стимула для автовладельцев сдавать отслужившие автомобили на утилизацию. Во время действия гос-программы утилизации им выдавался сертификат на 50 тыс. руб. для приобретения нового автомобиля. Эти деньги выделяло государство. Сейчас такого стимула у автовладельцев нет. Если он появится, причем не обязательно денежный, то можно рассчитывать, что утилизация станет набирать обороты. Стоит также вести информационную и образовательную работу среди населения, разъясняющую нужность утилизации и для экономики, экологии, здоровья и безопасности населения. Необходимо менять менталитет и мышление граждан. Ведь если этого не делать, только лишь одними "пряниками" не удастся запустить утилизацию в стране".

Наиболее развита утилизационная инфраструктура в Голландии, где самый высокий коэффициент утилизации автомобилей. Утилизационный налог в размере 45 евро в Голландии уплачивает производитель или официальный дилер на стадии продажи нового автомобиля. С автовладельца не взимается плата при сдаче автомобиля на утилизацию. А транспортный налог автовладелец платит до тех пор, пока не предоставит документ об утилизации авто.

По мнению Игоря Краевского, сейчас у бизнеса нет стимула участвовать в строительстве необходимой утилизационной инфраструктуры, потому что пока не проработано соответствующее законодательство, гарантирующее постоянную занятость.

- Финансирование строительства пунктов сбора и утилизации автомобилей может осуществляться только через ГЧП. В краткосрочном периоде государство может простимулировать создание рентабельного бизнеса за счет субсидирования строительства инфраструктуры или за счет дотаций для покрытия операционных расходов утилизационных предприятий, - заключает Игорь Краевский.