Третейский суд могу отдать в подведомственность Минюсту

С 23 августа Россия станет полноправным членом ВТО. Ожидается, что в страну хлынет поток западных инвесторов, бизнесменов. Мы, в свою очередь, тоже выйдем на западный рынок. Не получится ли так, что в силу большей развитости коммерческого арбитража за границей в наших третейских судах отпадет надобность? О том, как отразится вступление в ВТО на юридическом рынке России и насколько он готов рассматривать бизнес-споры, "РБГ" беседует с главой Арбитражного третейского суда Москвы Алексеем Кравцовым.

- Коммерческий арбитраж очень популярен на Западе и в Америке, а насколько популярен он в нашей стране?

- На самом деле третейское судопроизводство в России стало очень популярным в последнее время. Просто информации об этом крайне мало в силу того, что по закону все третейские разбирательства проходят в закрытом режиме. Мы не имеем права публиковать информацию о проведенных заседаниях в открытых источниках или вести картотеки дел, как в госсуде. Сегодня к нам обращаются тысячи строительных, лизинговых, финансовых, кредитных компаний, государственных заказчиков и просто граждан за разрешением экономических споров. Крупнейшие некоммерческие организации и бизнес-партнерства рекомендуют своим членам включать в контракты арбитражную оговорку. Среди них Ассоциация региональных банков России, ассоциация "Оборонстрой", "Деловая Россия", "Лизинговый союз" и многие другие. Преимущества третейского судопроизводства для них очевидны. Не нужно ждать месяцами решения по делу, поскольку третейский суд выносит решение за 10 дней и оно сразу вступает в силу.

- С какими исками к вам обращаются компании?

- Наиболее распространены споры о расторжении контрактов, взыскании долгов по договорам лизинга, поставки, банковским кредитам, договорам в строительстве. Часто к нам обращаются госорганизации, причины те же - невыполнение недобросовестными контрагентами условий договора.

- Как часто третейская оговорка вносится в договоры компаний?

- Несмотря на то что существование и успешная работа третейских судов важны государству, оно не уделяет третейским судам должного внимания. Для популяризации этой формы судопроизводства и для совершенствования законодательства в этой сфере в Москве создано некоммерческое партнерство "Союз учредителей третейских судов". Союз выступает с законодательными инициативами, пытаясь усовершенствовать законодательство и еще больше упростить судебные процессы. Например, члены союза предложили дать возможность госучреждениям включать в контракты третейскую оговорку. Соответствующая законодательная инициатива была отправлена в Министерство экономического развития РФ в конце прошлого года. 2 мая 2012 г. на заседании правительства РФ был одобрен разработанный минэкономразвития законопроект "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг", где предусмотрена возможность госучреждений включать в контракты условие о передаче споров между сторонами на разрешение третейского суда. Если законопроект одобрит Госдума, то процедура судебного разбирательства по всем экономическим делам для государственных организаций

значительно упростится. Получить судебное решение о расторжении госконтракта и взыскании неустойки они смогут уже через 10 дней после подачи иска.

- Обращаются ли к вам госучреждения?

- Да, мы рассматриваем иски государственных и муниципальных организаций довольно-таки часто. Дело в том, что из-за бесконечных обжалований и загруженности государственных судей судебное разбирательство откладывается на неопределенное время. А ведь бывают ситуации, когда решение и исполнительный лист нужны в кратчайший срок. Больницы и детские сады, например, не могут нанять новых подрядчиков и решить проблему, скажем, замены отопительного оборудования накануне зимы. Что же касается величины третейского сбора, то в мае этого года мы ее снизили на 20-30%. Мы сделали это с целью предоставления финансовой возможности быстрого разрешения судебных споров не только крупному бизнесу, но и сегменту среднего и малого предпринимательства. Сейчас минимальная сумма - 30 тысяч рублей, размер третейского сбора крупных контрактов варьируется от 1 до 5% от суммы иска.

- Как в России будет осуществляться коммерческий арбитраж в условиях работы в ВТО? Ведь иностранные компании привыкли обращаться в коммерческий арбитраж за разрешением споров (в США 80% экономических дел разрешают третейские суды). Вы не думаете, что и наши компании большинство своих споров предпочтут разрешать на Западе, где этот институт более совершенен и менее ангажирован, а в нашей стране необходимость в третейском судопроизводстве попросту отпадет?

- Предпринимателям это не позволит сделать коммерческая составляющая. Дело в том, что если коммерческий арбитраж проходит в иностранном государстве, то он должен следовать его законам. Следовательно, если наши предприниматели предпочтут иностранный арбитраж, то, во-первых, им придется всю свою документацию по сделкам переделывать под требования законов этого иностранного государства, что потребует огромных расходов и смены политики компании. Этот подход неэффективен, так как наши бизнесмены привыкли играть по хорошо им известным правилам и российским законам. Во-вторых, их судебные расходы на юристов-международников вырастут в несколько десятков раз, чем сейчас они тратят на услуги российских юристов.

Выход один - законодательно укрепить действующий институт российских третейских судов и сделать его работу прозрачной и привлекательной для бизнеса. Первые шаги мы уже сделали. В Совете Федерации в настоящее время рассматривается законопроект Союза учредителей третейских судов (НКО), образованного на базе Арбитражного третейского суда города Москвы, о передаче третейских судов в подведомственность минюсту, который сможет очистить наши ряды от ангажированных, карманных и корпоративных судов, повысив доверие предпринимателей к ним. Также нами принимаются меры по информированию населения через СМИ и Интернет о недобросовестных третейских судах, нарушающих законы или аффилированных.