Ну, а более предметный разговор о ведомственной медицине шел сегодня на специальном совещании в подмосковном Красногорске. Место было выбрано не случайно - в этом городе находится 3-й Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского. К приезду министра там подготовили импровизированную выставку полевых медпунктов и госпиталей. Посмотрев, как развертывают объекты медицинского отряда специального назначения, Шойгу сказал, что процесс нужно ускорить, а заодно расширить техническое оснащение подразделения.
Министр знает, что материально-техническая база военной медицины уступает федеральным и муниципальным организациям здравоохранения. По его данным, сегодня 72 процента зданий эксплуатируется более 40 лет, большая часть из них требует капитального ремонта или реконструкции. Есть острая потребность и в новых помещениях. Другой проблемой является слабая оснащенность военно-медицинских подразделений специальной техникой.
- Это - очень серьезный вопрос, поскольку отсутствие необходимой аппаратуры означает невозможность оказания качественной медпомощи в полевых условиях, - подчеркнул на совещании Сергей Шойгу. - Необходимо также разобраться в причинах оттока высококвалифицированных кадров из военно-медицинских учреждений. Мы должны отдавать себе отчет в последствиях этой тревожной тенденции. Нет специалистов - нет качественного обслуживания. Все обозначенные проблемы требуют повышенного внимания.
На доклад исполняющего обязанности начальника Главного военно-медицинского управления Минобороны Вячеслава Новикова представителей СМИ не приглашали. Но о его тревогах можно судить по недавнему выступлению в Общественной палате. Там Новиков говорил, что в 2009-2010 годах штатно-должностные категории офицеров медслужбы были понижены на одну-две ступени. А их количество в армии и на флоте радикально сокращено. Почти в пять раз урезаны штаты самого медицинского главка. Из его подчинения выведены санаторно-курортные учреждения и Военно-медицинская академия - единственный в стране вуз, специализирующийся на подготовке армейских врачей. Корректировки требует и система управления военной медицины. В последние годы она была выстроена так, что, к примеру, главкоматы видов Вооруженных сил и армейские штабы лишились своих начмедов. Сократилось и финансирование военной медицины - в среднем она получала 40 процентов от необходимых сумм. При этом ведомственные госпитали и поликлиники сделали казенными учреждениями. То есть на их собственные нужды не оставляли даже тех денег, которые военврачи зарабатывали, обслуживая гражданское население.
Вообще хозяйственная деятельность военной медицины при Сердюкове приобретала, мягко говоря, странные формы. С одной стороны, поликлиники и госпитали всячески подталкивали к коммерческой деятельности. С другой - вводили порядки, больше напоминающие частные клиники. К примеру, пациентов армейских лечебниц, среди которых немало ветеранов войны и пенсионеров, на входе заставляют покупать одноразовые бахилы. Без них в поликлинику не запустят. Понятно желание администрации поддерживать в учреждении чистоту и стерильность. Но заставлять стариков выкладывать рубли из небольшой пенсии не просто унизительно, но и аморально. Минобороны не настолько нищая организация, чтобы зарабатывать таким образом. Могли бы выдавать бахилы бесплатно, как это делают во многих гражданских поликлиниках.
Что творится в регионах, вообще не поддается разумному объяснению. После так называемой оптимизации военно-врачебной сферы, в 17 субъектах РФ вообще не осталось армейских лечебниц. В результате 43 тысячи военнослужащих и более 350 тысяч военных пенсионеров лишились ведомственной медпомощи и вынуждены обращаться в гражданские поликлиники и больницы.
Понятно, что жесткий разговор на совещании не мог окончиться простой констатацией фактов. Некоторые решения министр обороны принял сразу. Посыл, на котором они строились, таков - любые изменения в военно-медицинской сфере не должны приводить к ухудшению положения военнослужащих, членов их семей и военных пенсионеров. Их право на медобслуживание в лечебницах Минобороны не может быть отменено или не обеспечено. Шойгу заявил, что бездумного сокращения госпиталей не будет. Все районы дислокации войск должны иметь самодостаточную систему медицинского обслуживания, способную эффективно обеспечить весь спектр предоставляемых услуг - от диагностики до стационарного лечения. Для этого, в том числе, решено сохранить трехуровневую систему - войсковые - окружные (флотские) - центральные клинические госпитали. Что же касается медучреждений, расположенных в покинутых войсками гарнизонах, то их, скорее всего, передадут в ведение Федерального медико-биологического агентства Минздрава.
Прямо на совещании Шойгу распорядился выделить на закупку высокотехнологичного медоборудования 1,4 миллиарда рублей. До 25 декабря начальник Генштаба совместно с военно-медицинским главком представит министру предложения по совершенствованию системы медобеспечения Вооруженных сил и доукомплектованию медицинских подразделений выпускниками высших и средних медучреждений. Кроме того, до 1 февраля 2013 года будет решен вопрос о включении в состав ведомственных вузов военно-врачебных структур. К этому же сроку главком ВМФ доложит министру, как будут вводиться в строй госпитальные суда. По словам Шойгу, "надо четко понимать, где мы их будем применять".
По поручению министра, в ближайшее время департамент госзаказа и капитального строительства займется развитием материальной базы Военно-медицинской академии. С ее переездом вопрос решен окончательно - ВМА останется в Санкт-Петербурге на прежнем месте. "Предложения должны соответствовать архитектурному облику города", - подчеркнул Шойгу и рекомендовал привлечь к этому делу архитектурную общественность Северной столицы. С Питером связано поручение министра департаменту имущества - посмотреть, какая военная недвижимость высвобождается в городе и что из этого можно передать Военно-медицинской академии.
В течение пяти ближайших лет, а, скорее всего, к 2014 году будет решен вопрос со строительством зданий для медицинских рот в базовых городках бригад. Начнется эта работа в местах наиболее массового скопления войск. По поручению Шойгу, правовой департамент Минобороны до 15 января будущего года подготовит проект приказа о возвращении военно-медицинским учреждениям центрального подчинения статуса федеральных бюджетных учреждений. А к 1 марта военно-медицинский главк совместно с департаментом размещения госзаказа сформулирует предложения по закупкам необходимого медицинского имущества для мобильных подразделений. Речь, в частности, идет о быстро возводимых каркасных палатках для медицинских рот мотострелковых бригад, отдельных медицинских отрядов ВДВ и спецназа.
Всю эту работу Шойгу поручил контролировать своему заместителю Руслану Цаликову.