Срок действия договоров ОСАГО может вырасти до 3-5 лет
Есть и другие интересные предложения. Так, глава Комитета ГД по финансовому рынку Наталья Бурыкина предлагает объединить КАСКО и ОСАГО, введя при этом франшизу - возможность самостоятельно оплатить мелкие повреждения, получив скидку на КАСКО.
Но это все инициативы с расчетом на будущее. На ближайшей повестке дня стоят поправки в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (N 191229-6), которые были приняты весной в первом чтении и будут рассматриваться во втором этой осенью. По словам Веры Балакиревой, министерство будет инициировать ко второму чтению поправку о том, чтобы разработкой единого механизма оценки ущерба занимался Российский союз автостраховщиков (РСА). Больше всего споров возникает именно по суммам, которые выплачиваются пострадавшим. А суммы разнятся именно из-за отсутствия единой методики расчета. Отсюда бесконечные суды и конфликты.
Депутаты предлагают ряд других новаций. В частности, в блоке поправок, прошедших первое чтение, есть норма об увеличении выплат по упрощенному оформлению ущерба с 25 тыс. рублей до 50 тыс. рублей. При подготовке законопроекта ко второму чтению нужно найти компромисс с парламентариями, которые давно заявляют, что необходимо добиться "наведения порядка на рынке", увеличив лимит ответственности страховщиков при сохранении действующих тарифов. Принципиально важно, чтобы законодатели предусмотрели необходимость увеличения тарифов по ОСАГО, если будет принято решение об увеличении лимитов ответственности до 400 тыс. рублей за причинение вреда имуществу потерпевшего в ДТП.
Для того чтобы лучше разобраться в ситуации, РСА предлагает отсрочить введение новых норм в закон об ОСАГО на 30 месяцев и действие поправок, вводящих новые лимиты по имущественному страхованию, на 15 месяцев.
Есть у страховщиков и другие замечания к законопроекту. По мнению заместителя генерального директора компании "РЕСО-Гарантия" Игоря Иванова, необходимо ввести безальтернативную процедуру возмещения ущерба в своей страховой компании, а не другого потерпевшего. Это поможет избежать "миграции" клиентов и позволит обеспечить более качественный сервис. А также приведет к более ответственному поведению клиентов, потому что, когда застрахованный будет знать, что за возмещением ему нужно будет идти к своему страховщику, он будет более тщательно и осознанно подходить к выбору компании.
Что касается тарифов, то тут интересна другая инициатива минфина, озвученная заместителем министра финансов Алексеем Моисеевым. Он предлагает в будущем перевести страхование автогражданской ответственности из обязательного во вмененное. Вмененное страхование является добровольным видом страхования, но делает покупку полиса непременным условием для ведения той или иной профессиональной деятельности. Этот механизм можно использовать и без жесткого тарифного регулирования со стороны государства. Он не будет налагать дополнительную ответственность на органы власти в том случае, если осуществление страховых операций того или иного вида не предусмотрено принятием обязательного закона.
Гендиректор компании "ГлавСтрахКонтроль" и президент Ассоциации лиц, оказывающих услуги страхователям, Николай Тюрников полагает, что в этом случае на рынке станет больше соперничества. Однако не во всех случаях честного. Обострение конкуренции подразумевает, что клиенту оно принесет снижение цен. Это возможно, но ненадолго, и этот период будет насыщен высокими рисками для автомобилистов. Многие - в основном мелкие - страховщики, стремясь оформить больше контрактов, до минимума снизят цену. Тексты договоров, составленные на усмотрение страховщиков, будут изобиловать подводными камнями: возрастет вероятность купить полис, по которому никогда не получишь возмещение!