В области кино и телевидения разговор о новых технологиях тоже стал уже делом привычным. Форматы 3D, 4K, IMAX, новая система звука, даже запахов, меняющие форму кресла… Съемки фильмов и телепередач без декораций, на фоне зеленого экрана, актеры, "обклеенные" датчиками. А что другие виды искусств? Многие театральные постановки и концертные шоу уже тоже проходят без декораций - на фоне больших экранов, где отображается все необходимое. Технологии, позволяющие посетителям быть интерактивными, используют некоторые музеи. На основе новейших разработок создаются видеоинсталляции. И музыкальные исполнители не стоят на месте. Если оглянуться, достаточно вспомнить, что такие группы, как, например, Queen или Pink Floyd всегда стремились использовать в своих шоу последние достижения прогресса. Да и среди отечественных исполнителей есть любители удивить. Разве не приучен зритель к тому, что уже не различает, где заканчивается настоящий голос певца и начинается синтезированный? В наше время, когда музыку можно писать на айпаде и играть на айфоне… Хорошо или плохо использовать новейшие разработки? Ответ прост - когда технология работает в помощь творчеству и все вместе - на качество исполнения - почему бы и нет.
- Когда появились "Битлз", например, гитары и барабаны были продвинутыми технологиями. На сегодняшний день это уже не ново. О собственных неповторимых технологиях в шоу обязательно думают маститые музыканты уровня Мадонны или группы Massive Attack. Молодые же музыканты заботятся о том, какую песню им сочинить, спеть и как ее сыграть, что на сегодня не совсем целостная вещь. Потому что сейчас удивить и передать свое настроение просто исполнением песни очень сложно. Тем более, что мы живем в то время, когда несется огромный поток визуальной и музыкальной информации. Для того чтобы человека удивить, привлечь его внимание, нужно воздействовать не только на уши, но и на глаза, на другие ощущения, - говорит участник группы Easy M Владимир Каковкин - видеоартист, автор визуального перформанса для поэта Веры Полозковой, который также помогает таким исполнителям, как Pompeya, Tesla boy, занимается оформлением видеоряда различных фестивалей. С ним и его коллегой Ильей Шаповаловым мы начали разговор о визуальных и музыкальных технологических новинках. И он послужил отправной точкой для беседы о том, почему сегодня все больше музыкальных фестивалей удивляют своих участников и новыми технологиями. И наоборот - фестивали, где представлены новые технологии, вовсю используют индустрию развлечений и устраивают прекрасные музыкальные концерты и шоу.
- Мы заинтересованы в молодежи и решили сделать фестиваль, который мог бы быть сопоставим с европейскими, - рассказывает Виктор Шкипин - один из организаторов фестиваля музыки и технологий Alfa Future People, который прошел в минувшие выходные под Нижним Новгородом на бывшем аэродроме в деревне Большое Козино. - В Германии есть выставка технологий, связанных с электроникой и коммуникациями "Цебет", в Испании - "Сонар" - один из самых крупных фестивалей электронной музыки и мультимедийных искусств. А у нас нет такого места, где были бы и технологии, и развлечения. Мы сделали ставку на электронную музыку, хотя у нас две сцены, и на одной из них играют "живую" музыку. Привезли таких исполнителей как Avicii, Arty, Infected mushroom, Markus Schulz, Nero, Paul Oakenford, Skrillex, всего более 40 представителей актуальной музыки. Место выбрали под Нижним Новгородом - потому что это удобный транспортный узел. Сюда легко добраться молодым людям со всей России.
Сцена на этом фестивале - технология номер один. Она была возведена за три недели, а "живет" всего три дня. Но ее мощностей хватило бы, чтобы напитать энергией небольшой город. Недаром организаторы говорят, что привезли под Нижний "половину сочинской Олимпиады".
- Сцена рекордная по размерам - такой еще в стране не было, - рассказывает Виктор Шкипин. - Она высотой с семиэтажный дом - 27 метров, а ее ширина - 85 метров. Вторая сцена не такая большая. Но для российских фестивалей даже она ставит рекорд по технологии - потому что представляет собой огромный светодиодный экран. А на большой сцене идет комбинация и объемных декораций в виде головы робота (в ней играют диджеи), и светодиодных экранов, плазмы. Между ними стоят отдельные светодиодные щиты. Работают Space Canon - мощные приборы, которые светят вверх и вдаль до двух километров. Рекордное для России количество лазеров, хотя лазеры - это уже "хорошо забытое старое". Во время исполнения музыки мы немножко "поддымляем", пускаем лазеры над головами людей, и все это дает фантастический эффект. Все эти технологии мы собирали по всему миру.
На другой сцене - той, что сделана из светодиодов, играют музыку не электронную. На ней выступают такие группы, как Tesla boy, поет Земфира вместе с группой The Uchpochmak… Удивляет, что одна сцена грохочет так, что всем окрестным бабушкам в деревне явно не до сна, но это вовсе не мешает восприятию музыки на другой. И это тоже новая технология. Подобная позволяет показывать кино, например, на двух открытых, расположенных рядом площадках, но зрители одного фильма не будут слышать звуковой ряд другого.
- Звук имеет определенное направление, весь вопрос в том, как звук сфокусировать и как его направить, - поясняет в разговоре с обозревателем "РГ" популярный бас-гитарист и клубный промоутер Дмитрий Ашман.
Сам звук и акустика тоже заслуживают упоминания. Трудно поверить, но нет сумасшедшего грохота, от которого болит голова. Звук чистый и на открытом воздухе - даже лучше, чем в закрытом клубном пространстве.
- Это самый дорогой и современный в мире звук, - рассказывает Виктор Шкипин, - он интересен не тем, что из правой колонки идет "правая" музыка, из левой - "левая". Каждый динамик дает огромный стереозвук, то есть, где бы человек не стоял, он находится в центре стереозвука. В нашей комбинации использованы тысячи таких динамиков.
На этом фестивале не используют большие проекции - такую технику, как "мэппинг", но она заслуживает того, чтобы о ней рассказать. Несмотря на то что термин "проекционный мэппинг" достаточно новый, сама технология уходит корнями еще в 60-е. Видеомэппинг (3D mapping, от mapping - отражение, проецирование) - это направление в аудиовизуальном искусстве, представляющее собой 3D-проекцию на физический объект окружающей среды с учетом его геометрии и местоположения в пространстве.
В отличие от использования 3D-технологий в кино и компьютерных играх, видеомэппинг не требует дополнительных приспособлений для зрителей или установки экранов, но в случае видеомэппинга проекция будет выглядеть объемной только если зрители находятся в определенной точке. Эта техника используется художниками и рекламщиками, которые могут добавлять дополнительные измерения, оптические иллюзии и заставлять статические объекты двигаться. Видео зачастую сопровождается музыкальным рядом.
Видеомэппинг можно классифицировать по объектам, на которые осуществляется проекция. Просто так на экраны в поле проекции делать неинтересно - они не будут объемными. Но российские зрители могли наблюдать мэппинг, например, на здании МГУ, когда там было большое шоу. Или интерактивный мэппинг, то есть с элементами живого взаимодействия со зрителями. Это было во время церемоний открытия и закрытия Олимпиады.
Но, если не использовать в шоу проекции, то можно вовсю экспериментировать с видеорядом.
- Поскольку мы много внимания уделяем технологиям, все участники нашего коллектива во время концерта связаны в единую сеть. Через wi-fi "общаются" наши компьютеры, гитары, клавишные, другие инструменты. Все синхронизировано, - рассказывают Владимир Каковкин и Илья Шаповалов. - Виртуально общаясь можно передавать друг другу ноты, разные сигналы и прочее. Из российских групп так не делает почти никто. Эту технологию мы сами ввели, а за пример брали новинки из Барселоны - там хорошо учат. Мы видим проблему в том, что сегодня музыканты занимаются музыкой, а виджеи занимаются видео, и очень редко кто взаимодействует между собой в этом плане. Обычно виджеи приглашаются разово и не уделяют должного внимания процессу. Из-за этого технология не развивается. А в нашем случае мы в группе работаем как виджеи. Вот пример - у нас идет музыкальный трек, он имеет определенную ритмику. Соответственно, все наши инструменты и гаджеты - в едином ритме. Как голос управляет видео, так и видео управляет голосом. Как гитара способна пускать волны и преобразовывать их в видеоряд, так и наоборот.
Конечно, никто не исключает того, что на сцену может выйти один певец в строгом черном костюме и заворожить всех своей музыкой, как Шарль Азнавур, например. Но растут ряды и тех, кто уже и не может воспринимать просто чистый звук инструмента, таким людям подавай электронный. Спрашиваю у Дмитрия Ашмана, правда ли, что будущее за электронной музыкой?
- В будущем есть место всему, но не учитывать тенденции нельзя, - говорит он. - Хотя если говорить о таких направлениях, как, например, классический джаз или блюз - они были и будут. Как в чистом виде, так и в виде компеляций с электронными инструментами и экспериментами. Грань - музыка электронная или нет - очень тонкая. Это зависит от настроения, от звука, от компании… Электронная музыка - она танцевальная. А живая - рассчитана на то, чтобы слушать и думать. Когда я хочу послушать и подумать, выбираю джаз или фанк. Когда хочу потанцевать - лучше электронную.