Согласно последним исследованиям аналитической компании IDC в 2013 году мировой рынок публичных облачных сервисов достиг 45,7 миллиарда долларов, а его средний годовой прирост до 2018 года составит 23 процента. Успехи российского рынка облачных услуг для бизнеса гораздо менее масштабны, и по прогнозам он может вырасти с 4,5 миллиарда рублей в 2012 году до 19 миллиардов рублей к 2016 году.
Доля облачных услуг на российском рынке ИТ-сервисов в 2016 году должна составить 13 процентов. Среднегодовой рост рынка облачных услуг в России в 2013-2017 годах превысит 40 процентов, прогнозирует все тоже IDC.
Для массового потребителя уже привычно пользоваться почтой, соцсетями, мессенджерами, сервисами файловой синхронизации, резервного копирования, онлайн-хранения фотографий, стриминга музыки и фильмов, поиск, "Яндекс.Пробки", а ведь все это находится в облаках. Облачные сервисы встроены во все основные мобильные платформы и настольные операционные системы, для их настройки не нужно быть специалистом.
Бизнес-модель позволяет пользоваться основным функционалом бесплатно, а абонентская плата взымается только за дополнительные услуги, многие готовы платить или уже платят. Правительство активно принимает регулирующие законы, стимулирующие развитие российских облаков. Из наиболее обсуждаемых в последнее время, было требование хранить персональную информацию граждан на территории России.
Небольшим компаниям и стартапам облака несут одни выгоды. Облака позволяют получить готовую ИТ-услугу, например, почта, хранение данных, виртуальные вычислительные мощности, а в последнее время все чаще и готовый, хорошо отлаженный бизнес-процесс: CRM, различные модули ERP, расчет оптимальных маршрутов транспорта при логистике и многое другое.
Не имея большого собственного штата ИТ-специалистов, собственного оборудования и лицензий на программное обеспечение, компании получают возможность быстро автоматизировать свою деятельность за разумные, легко прогнозируемые деньги, которые будут расти только с ростом бизнеса, когда можно полностью концентрировать свои усилия на основной деятельности и бизнес-развитии. Эти преимущества обеспечивают достаточно высокий уровень проникновения облачных услуг в этом сегменте.
На корпоративном рынке и для государственных заказчиков принятие облачных технологий находится в России на самом раннем этапе. И этому есть несколько причин. Во-первых, отсутствие устоявшегося рынка аутсорсинга ИТ-услуг и бизнес-процессов, что приводит к общему предубеждению к самой возможности отдать часть операционного контроля в облака и к необходимости учитывать повышенные бизнес-риски.
В европейских странах и Соединенных штатах Америки, где зрелость рынка таких услуг существенно выше, облака быстрей всего прокладывают себе дорогу в тех отраслях, где присутствует сильная конкуренция, и поэтому компании не только борются за качественное обслуживание клиента, но и постоянно оптимизируют свои издержки.
Среди лидеров - телеком, ретейл и банки. Согласно данным Gartner, более 60 процентов банков по всему миру будут к 2016 году проводить большинство платежных операций во внешнем облаке аутсорсера. В России же приходится учитывать и дополнительно законодательные ограничения со стороны государства, например, операторы связи обязаны владеть только собственной биллинговой платформой.
Во-вторых, крупный бизнес требует большого числа доработок штатного функционала и глубокой интеграции облачных платформ в свой ИТ-ландшафт, чтобы поддержать уже сложившиеся бизнес-процессы и штатную структуру. Причем далеко не всегда нужна интеграция с уже существующими у заказчика системами, а требуется интегрировать облачные сервисы от разных поставщиков между собой. Возникающие технические сложности могут свести на нет преимущества облачных сервисов в части высокой готовности и простоты использования. Здесь на первый план выходит компетенция и надежность поставщика услуг и системного интегратора.
В-третьих, многих смущают вопросы информационной безопасности, которые могут обернуться не только репутационными потерями, но и потерей конфиденциальной бизнес-информации и, как следствие, конкурентного преимущества. Для государственного заказчика речь может идти и о государственной тайне. Но, казалось бы, основная блокирующая причина оборачивается лишь дополнительным стимулом для развития облачного рынка: корпорациям и государственным органам удобнее построить и эксплуатировать "частное облако". При этом все равно достигается существенная экономия средств за счет оптимизации, унификации и повышения коэффициента утилизации ИТ-ресурсов компании.
Более того, в России внедрение облачных технологий имеет государственную поддержку и полностью укладывается в задачи повышения качества работы федеральных органов государственной власти РФ за счет решения задач модернизации и оптимизации информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в соответствии с распоряжением правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 1815-р "О государственной программе РФ "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" и постановлением правительства РФ от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов". Отдельно необходимость строительства "государственного облака" отмечена в п. 13 Протокола заседания от 31.07.2013 N 2 президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики инновационному развитию России.
Кирилл Кушнарев, начальник управления разработки и реализации проектов департамента прикладных решений компании "Техносерв"