29.09.2014 23:23
    Поделиться

    Российский рынок облачных услуг может вырасти до 19 миллиардов рублей

    Для массового потребителя уже привычно пользоваться почтой
    За последние 15-20 лет информационные технологии и мобильная связь так изменили все сферы бизнеса и личной жизни, что понятие "технологическая революция" уже набило оскомину. Об "облаках" и "облачных вычислениях" слышали даже далекие от техники и технологий люди, правда, не все до конца понимают, что скрывается за броскими маркетинговыми названиями. Тем временем облачные технологии уже давно прошли этап начального развития, стали хорошо сформированным рынком, со своими технологическими лидерами, понятными объемами бизнеса и сегментацией пользователей.

    Согласно последним исследованиям аналитической компании IDC в 2013 году мировой рынок публичных облачных сервисов достиг 45,7 миллиарда долларов, а его средний годовой прирост до 2018 года составит 23 процента. Успехи российского рынка облачных услуг для бизнеса гораздо менее масштабны, и по прогнозам он может вырасти с 4,5 миллиарда рублей в 2012 году до 19 миллиардов рублей к 2016 году.

    Доля облачных услуг на российском рынке ИТ-сервисов в 2016 году должна составить 13 процентов. Среднегодовой рост рынка облачных услуг в России в 2013-2017 годах превысит 40 процентов, прогнозирует все тоже IDC.

    Для массового потребителя уже привычно пользоваться почтой, соцсетями, мессенджерами, сервисами файловой синхронизации, резервного копирования, онлайн-хранения фотографий, стриминга музыки и фильмов, поиск, "Яндекс.Пробки", а ведь все это находится в облаках. Облачные сервисы встроены во все основные мобильные платформы и настольные операционные системы, для их настройки не нужно быть специалистом.

    Бизнес-модель позволяет пользоваться основным функционалом бесплатно, а абонентская плата взымается только за дополнительные услуги, многие готовы платить или уже платят. Правительство активно принимает регулирующие законы, стимулирующие развитие российских облаков. Из наиболее обсуждаемых в последнее время, было требование хранить персональную информацию граждан на территории России.

    Небольшим компаниям и стартапам облака несут одни выгоды. Облака позволяют получить готовую ИТ-услугу, например, почта, хранение данных, виртуальные вычислительные мощности, а в последнее время все чаще и готовый, хорошо отлаженный бизнес-процесс: CRM, различные модули ERP, расчет оптимальных маршрутов транспорта при логистике и многое другое.

    Не имея большого собственного штата ИТ-специалистов, собственного оборудования и лицензий на программное обеспечение, компании получают возможность быстро автоматизировать свою деятельность за разумные, легко прогнозируемые деньги, которые будут расти только с ростом бизнеса, когда можно полностью концентрировать свои усилия на основной деятельности и бизнес-развитии. Эти преимущества обеспечивают достаточно высокий уровень проникновения облачных услуг в этом сегменте.

    На корпоративном рынке и для государственных заказчиков принятие облачных технологий находится в России на самом раннем этапе. И этому есть несколько причин. Во-первых, отсутствие устоявшегося рынка аутсорсинга ИТ-услуг и бизнес-процессов, что приводит к общему предубеждению к самой возможности отдать часть операционного контроля в облака и к необходимости учитывать повышенные бизнес-риски.

    В европейских странах и Соединенных штатах Америки, где зрелость рынка таких услуг существенно выше, облака быстрей всего прокладывают себе дорогу в тех отраслях, где присутствует сильная конкуренция, и поэтому компании не только борются за качественное обслуживание клиента, но и постоянно оптимизируют свои издержки.

    Российский рынок облачных услуг может вырасти до 19 миллиардов рублей к 2016 году

    Среди лидеров - телеком, ретейл и банки. Согласно данным Gartner, более 60 процентов банков по всему миру будут к 2016 году проводить большинство платежных операций во внешнем облаке аутсорсера. В России же приходится учитывать и дополнительно законодательные ограничения со стороны государства, например, операторы связи обязаны владеть только собственной биллинговой платформой.

    Во-вторых, крупный бизнес требует большого числа доработок штатного функционала и глубокой интеграции облачных платформ в свой ИТ-ландшафт, чтобы поддержать уже сложившиеся бизнес-процессы и штатную структуру. Причем далеко не всегда нужна интеграция с уже существующими у заказчика системами, а требуется интегрировать облачные сервисы от разных поставщиков между собой. Возникающие технические сложности могут свести на нет преимущества облачных сервисов в части высокой готовности и простоты использования. Здесь на первый план выходит компетенция и надежность поставщика услуг и системного интегратора.

    В-третьих, многих смущают вопросы информационной безопасности, которые могут обернуться не только репутационными потерями, но и потерей конфиденциальной бизнес-информации и, как следствие, конкурентного преимущества. Для государственного заказчика речь может идти и о государственной тайне. Но, казалось бы, основная блокирующая причина оборачивается лишь дополнительным стимулом для развития облачного рынка: корпорациям и государственным органам удобнее построить и эксплуатировать "частное облако". При этом все равно достигается существенная экономия средств за счет оптимизации, унификации и повышения коэффициента утилизации ИТ-ресурсов компании.

    Более того, в России внедрение облачных технологий имеет государственную поддержку и полностью укладывается в задачи повышения качества работы федеральных органов государственной власти РФ за счет решения задач модернизации и оптимизации информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в соответствии с распоряжением правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 1815-р "О государственной программе РФ "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" и постановлением правительства РФ от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов". Отдельно необходимость строительства "государственного облака" отмечена в п. 13 Протокола заседания от 31.07.2013 N 2 президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики инновационному развитию России.

    Кирилл Кушнарев, начальник управления разработки и реализации проектов департамента прикладных решений компании "Техносерв"

    Поделиться