Росздравнадзор отмечает свой первый юбилей. Можно ли говорить о том, что служба уже состоялась как зрелый институт надзора?
Михаил Мурашко: Сегодня Росздравнадзор - это разветвленная структура, имеющая в своем составе территориальные органы в каждом регионе. Главное ее достояние - высококвалифицированные кадры: каждый десятый наш сотрудник имеет ученую степень кандидата или доктора наук, многие заведуют кафедрами в вузах страны.
За 10 лет создана материально-техническая база службы, создан необходимый технический потенциал для проведения испытаний качества лекарственных средств фармакопейными методами любой степени сложности. С 2010 по 2013 год мы открыли во всех федеральных округах современные лабораторные комплексы - в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Гудермесе, Екатеринбурге, Красноярске, Хабаровске. В этом году заработает лаборатория в Симферополе, начато проектирование с последующим строительством комплекса в Ярославле, где будет возможно проводить проверки качества иммунобиологических препаратов. Каждая федеральная лаборатория оснащена передвижными лабораториями экспресс-анализа, которые проводят скрининг качества лекарств с использованием неразрушающего метода, что крайне важно для аптечных организаций. Экспресс-лаборатории обслуживают 67 регионов во всех федеральных округах.
Как вы проверяете качество и безопасность медицинских изделий?
Михаил Мурашко: Сейчас формируются лабораторные комплексы для контроля качества медизделий, завершены ремонт и переоснащение большинства лабораторий в подведомственном ВНИИ медицинской техники, где мы проверяем медизделия на наличие токсикологических веществ, электромагнитную совместимость, определяем качество изделий и т.д. В ближайшие два года завершим переоснащение лабораторий оборудованием.
В ваши полномочия входит также и надзор за системой здравоохранения. Что он подразумевает?
Михаил Мурашко: Мы проверяем качество, доступность и эффективность оказываемой гражданам медпомощи, контролируем реализацию программ модернизации здравоохранения, использование медтехники, оснащение больниц и поликлиник, выполнение стандартов лечения и многое другое. Количество проверок ежегодно увеличивается, в 2015 году мы намерены провести в два раза больше контрольно-надзорных мероприятий, чем в этом году.
В последние месяцы полномочия службы расширены. Какие новые возможности это предоставляет?
Михаил Мурашко: Правительство практически ежегодно вносит в полномочия службы коррективы. Одна из последних - наделение Росздравнадзора правом проводить проверки в медорганизациях на предмет курения в незаконных местах, а также правильности проведения процедур прерывания беременности и выносить по их итогам решения об административных правонарушениях. Принципиально важными стали изменения по контролю за медорганизациями в целом: сегодня Росздравнадзор имеет отношение не только к их лицензированию и лицензионному контролю, но и к порядкам оказания медпомощи. Это основа стандартизации работы всех медицинских организаций страны. Особое внимание мы обращаем на их оснащение, на четко выстраиваемую маршрутизацию пациента - на каком уровне системы оказания помощи его должны лечить в зависимости от диагноза и тяжести заболевания. Еще одно важное направление - контроль за фондами обязательного медицинского страхования. Мы видим необходимость усиления этих мер контроля, потому что медицинские страховые компании, которые работают по договорам с фондами, должны стоять на защите прав граждан и своевременно - хочу это еще раз подчеркнуть - реагировать при ущемлении прав пациентов. Сегодня так происходит не всегда.
Вам предоставлено право накладывать административные штрафы. Достаточно ли этих мер для существенного улучшения качества медпомощи и порядка на рынке медицинских услуг, лекарств и медизделий?
Михаил Мурашко: Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) постоянно совершенствуется, и говорить о том, что это завершенный документ, наверное, неправильно. Есть потребность во введении ответственности за неиспользование медицинского оборудования, поставленного по госпрограммам, поскольку потраченные деньги налогоплательщиков должны использоваться эффективно. Но при этом должна быть и система оценки использования такого оборудования. Считаю, что в законодательстве должна появиться и административная ответственность за некачественную медпомощь. Кроме того, необходимо усилить ответственность за качество медпродукции.
Россия подписала конвенцию "Медикрим" по борьбе с контрафактной и фальсифицированной медицинской продукцией. Каковы перспективы ее ратификации?
Михаил Мурашко: Очень хорошие. Для этого необходимо внести ряд поправок в Уголовный кодекс РФ и КоАП, которые позволят поставить заслон обороту незарегистрированной, фальсифицированной и контрафактной медицинской продукции. Они уже прошли первое чтение в Госдуме. Вполне реально, что конвенция будет ратифицирована в конце этого или в начале следующего года. Сегодня и правительство, и Госдума, и Совет Федерации, и органы исполнительной власти поддерживают эти изменения.
Как, на ваш взгляд, изменяется ситуация с лекарственным обеспечением в стране?
Михаил Мурашко: За последние 10 лет она заметно изменилась в лучшую сторону. Конечно, она не идеальна, но предпринимаются различные меры для ее совершенствования. Жалоб по этим поводам в госпитальном сегменте уже практически нет. А вот в системе льготного лекарственного обеспечения, как на региональном, так и на федеральном уровне, проблемы еще есть. Но и здесь видны позитивные изменения: за последние два-три года количество жалоб по этим вопросам сократилось в три раза.
В последнее время отчасти демонтируется система фармаконадзора - закрываются региональные центры. Сможет ли федеральный центр обеспечить эффективный фармаконадзор по всей стране?
Михаил Мурашко: Система фармаконадзора, то есть контроля за нежелательными реакциями на лекарства, крайне важна. Она в стране существует, но требует совершенствования как с нашей стороны, так и со стороны лечебно-профилактических учреждений и фармкомпаний. Сейчас в Думе идет доработка законопроекта поправок в Закон "Об обращении лекарственных средств", касающихся в том числе и фармаконадзора. Совместно с ассоциациями отечественных и международных фармпроизводителей мы разрабатываем комплекс мер и методические рекомендации по оптимизации этой работы в регионах и в медицинских организациях. Сегодня, действительно, некоторые региональные центры сокращены. Тем не менее, мы настаиваем, чтобы такая работа обязательно проводилась. Но в какой форме - это вопрос организации в самом субъекте. Кроме того, мы рассматриваем возможность включения части региональных центров в государственную службу фармаконадзора и их участие в той работе, которую выполняет сегодня наша служба. Необходимо создать систему уведомлений от специалистов медучреждений и обеспечить качественное оформление этой информации. Работа предстоит большая и трудоемкая, но говорить о том, что система фармаконадзора в стране демонтируется, абсолютно некорректно.