Крупные корпорации нередко используют сделки с собственными взаимозависимыми, дочерними и сестринскими компаниями для того, чтобы манипулировать ценами на рынках. Таким образом цены некоторых сделок могут оказаться далекими от среднерыночных показателей. Такое так называемое трансфертное ценообразование может сказаться на налоговой базе, уплачиваемой государству.
Как рассказал "РГ" источник в Федеральной налоговой службе, за 2013 - 2014 годы в результате контрольно-аналитических мероприятий налоговых инспекторов уже более 300 налогоплательщиков самостоятельно, не дожидаясь проверки, дополнительно начислили и уплатили 1,4 миллиарда рублей налога на прибыль организаций и почти на миллиард рублей скорректировали убытки (убытки уменьшают налоговую базу. - Прим. "РГ").
По словам представителя ФНС, сейчас проводятся более двадцати проверок по сделкам, совершенным в 2012 году. В силу законодательных ограничений ФНС смогла провести такие проверки только в нынешнем году. Кроме того, сейчас проводится риск-анализ сделок 2013 года с целью дальнейшего отбора объектов контроля. Это важная работа, принимая во внимание большой массив информации о контролируемых сделках, который поступает от налогоплательщиков и территориальных налоговых органов, говорит чиновник.
Одна из сложнейших задач для ФНС - создать первые положительные прецеденты применения правил налогового контроля цен в новом правовом поле. Это тяжелая и ответственная работа. И речь здесь идет не только о судебных прецедентах, но и о досудебной части процесса налогового контроля. Другая задача, не менее сложная, - обработать корректно большой массив информации. Ведь только в этом году компании прислали инспекторам более 6 тысяч уведомлений о своих контролируемых сделках. Сейчас основные риски ФНС видит в сделках с офшорным или так называемым низконалоговым элементом. Это не только такие классические офшоры, как Британские Виргинские острова, Джерси, Гернси, Гибралтар и другие, но также Швейцария и Кипр, которые офшорами в чистом виде назвать нельзя.
ФНС перенимает западный опыт, в этой сфере и правда происходят динамичные сдвиги в работе инспекторов, подтвердил "РГ" налоговый юрист из крупного российского холдинга. "Если делать сопоставление с обменом информацией в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения, и, в частности с Кипром, то ФНС улучшила свои познания и направляет регулярно запросы на Кипр. В целом можно назвать все последние изменения четким сигналом для налогоплательщиков грамотно планировать и прогнозировать налоговые риски", - говорит эксперт.
В части офшорных сделок, по его словам, все большее значение в международном налоговом планировании имеет так называемый substance - эффективное управление и контроль. "Если у вас контрагент из офшора и у него кроме вашей компании никаких контрагентов и даже офиса, а принятие решений производится по доверенности, то такая компания в зоне риска", - объясняет юрист.
А эксперт в сфере международного налогового планирования Данил Авдеев советует крупным компаниям выбирать контрагентов из стран, не являющихся популярными налоговыми гаванями и не включенных в список офшоров минфина.
"Также надо выбирать в качестве иностранных контрагентов те компании, которые являются не техническими прокладками, а реально участвуют в экономической деятельности, имея собственный офис и штат реальных сотрудников", - размышляет налоговый консультант.