Итак, мои фавориты в шорт-листе номинантов "Оскара".
"Бердмен". Хотя "Отрочество" вообще ни с чем не сравнимо - это единственный в игровом кино кинематографический опыт, а "Отель "Гранд Будапешт" берет сумасшедшей энергетикой и дьявольской визуальной изобретательностью, мой фаворит "Бердмен" наиболее гармоничен и может захватить любую аудиторию, от высоколобых эстетов до любителей "интересного кино".
Майкл Китон ("Бердмен"). В пятерке номинантов равносильных конкурентов у него, на мой взгляд, нет. Поколебаться меня заставил, пожалуй, только Бенедикт Камбербетч ("Игра в имитацию"), но и он здесь непривычно плосок для этого разнообразного и умного актера. Жаль, что в "пятерке" нет Джека О'Коннелла - "Несломленного": эту работу стоит отметить номинацией хотя бы из-за ее героизма.
Марион Котийяр ("Два дня, одна ночь"): редкое умение держать на себе весь фильм, не позволяя расслабиться ни на секунду. Остальные претендентки стандартно хороши, но не предложили ничего, что могло бы запомниться.
Эдвард Нортон ("Бердмен"). Колоритнее его только Джей Кей Симмонс из "Одержимости", но, на мой вкус, роль портит пережим, настойчивое педалирование монструозности персонажа, за которой, с первого кадра понятно, кроется широкое сердце и мудрость идеального тренера от музыки - своего рода американского Тарасова.
Эмма Стоун ("Бердмен"). Она придумала самобытный, подкупающий, ярко индивидуальный рисунок роли, смотреть на нее интересно. Остальные либо традиционно хороши - но в плохом фильме (Мерил Стрип, "Чем дальше в лес"), либо заурядны, либо вообще не на своем месте (Кира Найтли, "Игра в имитацию").
Эммануэль Любецки ("Бердмен"). Вот уж точно - выдающийся мастер. Каждый раз глубоко осмысленная работа; по значению для фильма она становится в один ряд с работами режиссера и главных актеров: оператор активно ведет свою роль, свою партию, предлагает свою организацию пространства и свою пластику субъективного, энергетически заряженного кадра. Эти критерии приложимы и к работе операторов "Иды" Лукаша Зала и Рышарда Ленчевского - не случайно перед нами редкий случай, когда фильм из категории "На иностранном языке" удостоен чести присутствовать и в главной номинации. Но в "Иде" я чувствую некое кокетничанье приемом, а по-настоящему впечатляет только "Бердмен".
Трудный выбор. Чаще всего в традициях "Оскара" - полная идентичность лидера в этой номинации с победителем в категории "Лучший фильм". Это логично: не может же быть "лучший фильм" без "лучшей режиссуры"! Эти две базовые номинации разводят сравнительно редко: когда невозможно пройти мимо еще одной яркой, практически равноценной режиссерской работы. В этом году таких ярких работ три: Алехандро Гонсалеса Иньярриту, Уэса Андерсона и Ричарда Линклейтера (Мортена Тильдума и Беннета Миллера я бы сразу сбросил со счетов: работы неплохие, но таких много). Мое предпочтение - Ричард Линклейтер: в "Отрочестве" он предложил художественный метод, почти не имеющий прецедентов, очень рискованный (мало ли что могло случиться за 12 лет!) и открывший для игрового кино новые возможности. Он сделал фильм-веху, фильм-событие, и это тот случай, когда его смелость и оригинальность его работы, на мой взгляд, превосходит даже безупречного Иньярриту.
"Игра в имитацию" Александра Депла. Замечательно, что академики не заражены малограмотностью экспертов "Золотого глобуса", включивших в музыкальную номинацию "Бердмена". Тем действительно замечательная музыка, но аранжировщику саундтрека Антонио Санчесу, простодушно выдвинутому на эту премию, пришлось бы делить ее с Чайковским, Дебюсси, Малером и еще пятью-шестью мировыми классиками, произведения которых и составили музыкальную атмосферу картины. "Глобусята" в конце концов увенчали "Вселенную Стивена Хокинга" - а я бы дал "Оскара" Александру Депла, который соревнуется сам с собой, ибо выдвинут за музыку к двум фильмам: "Игра в имитацию" и "Отель "Гранд Будапешт". Композитор-виртуоз, композитор с тысячью лиц, композитор с неистощимой копилкой выразительных средств.
"Одержимость". Очень сильному дебютному фильму не повезло оказаться в тени произведений столь оригинальных, и в принципе его коллекция наград наверняка еще будет пополняться. Но поскольку фильм музыкальный, от режиссера по монтажу в нем требуются совершенно особые качества, среди которых первое - умение слушать, слышать и всеми фибрами души чувствовать музыку. Этими дефицитными качествами Том Кросс наделен сполна.
Без сомнения, Адам Стокхаузен и Анна Пиннок в "Отеле "Гранд Будапешт". Это какой-то фейерверк остроумных фантазий на темы старой Европы, где вместе ужились диснеевская гористая местность с перекидными мостиками, крутыми тропами, фуникулерами и лифтами в никуда, захватывающие приключения в фантазийном, не существующем в природе городском пространстве: люди гнездятся как ласточки на кручах, и все смахивает на кукольный театр, но жизнь идет невозмутимо будничная и совершенно европейская.
Поколебавшись немного между "Интерстелларом" и "Стражами Галактики", выбираю последние - эффектно, визуально, фантазийно и вообще довольно круто.
Поколебавшись между "Бердменом" и "Отрочеством", отдам предпочтение второму. Ричард Линклейтер, рискнувший на столь непредсказуемую авантюру, и сценарий свой, судя по всему, импровизировал на протяжении всех двенадцати лет. И задача у него была беспрецедентно сложная: выруливать из бесчисленных ловушек, которые расставляла на долгом пути коварная жизнь. Он умудрился сложить этот пазл без зазоров и компромиссов, герои фильма взрослели прямо на наших глазах, и катаклизмы, громы и молнии реальности, увиденные словно с птичьего полета, дают пищу для размышлений об истинных масштабах всего, что составляет наши судьбы. Уникальная, повторяю, работа.
"Левиафан". Хотя конкуренция, как я уже отмечал, сильная: в дамки могут выйти и "Мандарины", и "Ида", причем я лично из этих двух картин предпочту "Мандарины". И очень жалею, что не повезло отличному фильму "Тимбукту" - ему вряд ли что-то светит.