17.02.2015 14:03
    Поделиться

    "РГ" предлагает читателям выбрать своих лауреатов премии "Оскар"

    Никак не претендуя угадать то, о чем гадать бессмысленно, предложу свой выбор фильмов, которые я бы увенчал своим личным "Оскаром". До торжественной церемонии еще остается несколько дней - есть время поспорить, поделиться своими предпочтениями, что я и предлагаю сделать в комментариях на сайте "РГ". А потом посмотрим, какие из наших прогнозов оправдаются, и лишний раз убедимся в том, что, во-первых, сколько людей - столько мнений, а во-вторых, что судьба по-прежнему - индейка.

    Итак, мои фавориты в шорт-листе номинантов "Оскара".

    Лучший фильм

    "Бердмен". Хотя "Отрочество" вообще ни с чем не сравнимо - это единственный в игровом кино кинематографический опыт, а "Отель "Гранд Будапешт" берет сумасшедшей энергетикой и дьявольской визуальной изобретательностью, мой фаворит "Бердмен" наиболее гармоничен и может захватить любую аудиторию, от высоколобых эстетов до любителей "интересного кино".

    Лучший актер

    Майкл Китон ("Бердмен"). В пятерке номинантов равносильных конкурентов у него, на мой взгляд, нет. Поколебаться меня заставил, пожалуй, только Бенедикт Камбербетч ("Игра в имитацию"), но и он здесь непривычно плосок для этого разнообразного и умного актера. Жаль, что в "пятерке" нет Джека О'Коннелла - "Несломленного": эту работу стоит отметить номинацией хотя бы из-за ее героизма.

    Лучшая актриса

    Марион Котийяр ("Два дня, одна ночь"): редкое умение держать на себе весь фильм, не позволяя расслабиться ни на секунду. Остальные претендентки стандартно хороши, но не предложили ничего, что могло бы запомниться.

    Актер в роли второго плана

    Эдвард Нортон ("Бердмен"). Колоритнее его только Джей Кей Симмонс из "Одержимости", но, на мой вкус, роль портит пережим, настойчивое педалирование монструозности персонажа, за которой, с первого кадра понятно, кроется широкое сердце и мудрость идеального тренера от музыки - своего рода американского Тарасова.

    Актриса в роли второго плана

    Эмма Стоун ("Бердмен"). Она придумала самобытный, подкупающий, ярко индивидуальный рисунок роли, смотреть на нее интересно. Остальные либо традиционно хороши - но в плохом фильме (Мерил Стрип, "Чем дальше в лес"), либо заурядны, либо вообще не на своем месте (Кира Найтли, "Игра в имитацию").

    Лучший оператор

    Эммануэль Любецки ("Бердмен"). Вот уж точно - выдающийся мастер. Каждый раз глубоко осмысленная работа; по значению для фильма она становится в один ряд с работами режиссера и главных актеров: оператор активно ведет свою роль, свою партию, предлагает свою организацию пространства и свою пластику субъективного, энергетически заряженного кадра. Эти критерии приложимы и к работе операторов "Иды" Лукаша Зала и Рышарда Ленчевского - не случайно перед нами редкий случай, когда фильм из категории "На иностранном языке" удостоен чести присутствовать и в главной номинации. Но в "Иде" я чувствую некое кокетничанье приемом, а по-настоящему впечатляет только "Бердмен".

    Лучший режиссер

    Трудный выбор. Чаще всего в традициях "Оскара" - полная идентичность лидера в этой номинации с победителем в категории "Лучший фильм". Это логично: не может же быть "лучший фильм" без "лучшей режиссуры"! Эти две базовые номинации разводят сравнительно редко: когда невозможно пройти мимо еще одной яркой, практически равноценной режиссерской работы. В этом году таких ярких работ три: Алехандро Гонсалеса Иньярриту, Уэса Андерсона и Ричарда Линклейтера (Мортена Тильдума и Беннета Миллера я бы сразу сбросил со счетов: работы неплохие, но таких много). Мое предпочтение - Ричард Линклейтер: в "Отрочестве" он предложил художественный метод, почти не имеющий прецедентов, очень рискованный (мало ли что могло случиться за 12 лет!) и открывший для игрового кино новые возможности. Он сделал фильм-веху, фильм-событие, и это тот случай, когда его смелость и оригинальность его работы, на мой взгляд, превосходит даже безупречного Иньярриту.

    Лучшая музыка

    "Игра в имитацию" Александра Депла. Замечательно, что академики не заражены малограмотностью экспертов "Золотого глобуса", включивших в музыкальную номинацию "Бердмена". Тем действительно замечательная музыка, но аранжировщику саундтрека Антонио Санчесу, простодушно выдвинутому на эту премию, пришлось бы делить ее с Чайковским, Дебюсси, Малером и еще пятью-шестью мировыми классиками, произведения которых и составили музыкальную атмосферу картины. "Глобусята" в конце концов увенчали "Вселенную Стивена Хокинга" - а я бы дал "Оскара" Александру Депла, который соревнуется сам с собой, ибо выдвинут за музыку к двум фильмам: "Игра в имитацию" и "Отель "Гранд Будапешт". Композитор-виртуоз, композитор с тысячью лиц, композитор с неистощимой копилкой выразительных средств.

    Лучший монтаж

    "Одержимость". Очень сильному дебютному фильму не повезло оказаться в тени произведений столь оригинальных, и в принципе его коллекция наград наверняка еще будет пополняться. Но поскольку фильм музыкальный, от режиссера по монтажу в нем требуются совершенно особые качества, среди которых первое - умение слушать, слышать и всеми фибрами души чувствовать музыку. Этими дефицитными качествами Том Кросс наделен сполна.

    Лучшие художники

    Без сомнения, Адам Стокхаузен и Анна Пиннок в "Отеле "Гранд Будапешт". Это какой-то фейерверк остроумных фантазий на темы старой Европы, где вместе ужились диснеевская гористая местность с перекидными мостиками, крутыми тропами, фуникулерами и лифтами в никуда, захватывающие приключения в фантазийном, не существующем в природе городском пространстве: люди гнездятся как ласточки на кручах, и все смахивает на кукольный театр, но жизнь идет невозмутимо будничная и совершенно европейская.

    Лучшие визуальные эффекты

    Поколебавшись немного между "Интерстелларом" и "Стражами Галактики", выбираю последние - эффектно, визуально, фантазийно и вообще довольно круто.

    Лучший сценарий

    Поколебавшись между "Бердменом" и "Отрочеством", отдам предпочтение второму. Ричард Линклейтер, рискнувший на столь непредсказуемую авантюру, и сценарий свой, судя по всему, импровизировал на протяжении всех двенадцати лет. И задача у него была беспрецедентно сложная: выруливать из бесчисленных ловушек, которые расставляла на долгом пути коварная жизнь. Он умудрился сложить этот пазл без зазоров и компромиссов, герои фильма взрослели прямо на наших глазах, и катаклизмы, громы и молнии реальности, увиденные словно с птичьего полета, дают пищу для размышлений об истинных масштабах всего, что составляет наши судьбы. Уникальная, повторяю, работа.

    Лучший фильм на иностранном языке

    "Левиафан". Хотя конкуренция, как я уже отмечал, сильная: в дамки могут выйти и "Мандарины", и "Ида", причем я лично из этих двух картин предпочту "Мандарины". И очень жалею, что не повезло отличному фильму "Тимбукту" - ему вряд ли что-то светит.

    Поделиться