Советскую "Гравитацию" сняли в 80-х

Знаковые, запомнившиеся, собравшие в кинотеатрах миллионы зрителей фильмы о космосе снимали и в нашей стране.

Освоение космической темы отечественными киномастерами началось с экранизации фантастического романа Алексея Толстого "Аэлита", увидевшей свет в 1924 году. Немой художественный фильм Якова Протазанова имел широкий зрительский успех и был высоко оценен зарубежными кинокритиками (в отличие от их советских коллег). Идеологическая оценка перевесила художественную составляющую картины: в отечественных газетах "Аэлиту" раскритиковали, назвав "сумбурным и невнятным", далеко отошедшим от сюжета романа" и "попыткой угодить зрителю капиталистических стран".

Между тем, именно "Аэлита" вдохновила выдающегося советского и российского ученого, конструктора, одного из ближайших соратников Сергея Королева, академика РАН Бориса Чертока. Он признался, что этот фильм открыл ему путь в авиацию, а затем и в космическую сферу, так как после просмотра он увлекся радиотехникой.

Но если Марс в кинопереложении "Аэлиты" был лишь сном главного героя, то в картине "Космический рейс", снятой в 1935 году, околоземное пространство было преподнесено как готовое для покорения "поле". К определяющему его жанру "фантастический" прибавилась приставка "научно", что неслучайно и оправдано. Сценарий "Космического рейса" был написан при участии Константина Циолковского. А потому, несмотря на то, что до первого полета человека в космос было еще почти три десятка лет, с точки зрения науки картина была сделана безупречно.

Картину сняли в павильонах студии "Мосфильм", где при помощи черного бархата воссоздали "глубины звездного неба", эстакаду, с которой стартовали ракетопланы (для съемок Циолковский подготовил 30 чертежей - в 1947 году их издали в "Альбоме космических путешествий"), лунный кратер, а также огромное здание института межпланетных сообщений. Использовалось небывалое для одной съемки количество аппаратуры: 14 прожекторов метрового диаметра с параболическими зеркалами и 105 различных осветительных приборов. Космонавтов изображали циркачи, "воробьиные прыжки" по Луне имитировали при помощи струн, на которых подвешивали актеров.

"Космический рейс" рассказывает о первых путешественниках на Луну - по сюжету, после первых неудачных опытов с запуском животных, в 1946 году, в космос отправляется ракетоплан "Иосиф Сталин" с командой во главе с академиком. Кстати, именно эта картина стала первой в кинокарьере замечательного артиста Сергея Столярова.

Следующие три десятилетия в отечественном кинематографе не было знаковых "космических" работ. Но после выхода нескольких зарубежных картин в соцстранах (например, "Безмолвной звезды" по роману Станислава Лема) произошел перелом. В 1961 году зрители увидели "Планету бурь", роли в котором исполнили Георгий Жженов и Владимир Емельянов. Главные герои отправились в экспедицию на Венеру (дальше Солнечной системы советские кинофантасты отправлять космические корабли пока не решались), причем, проект, по сюжету был советско-американским. Путешествие оказалось полным приключений: Венера в фильме населена динозаврами.

Создатели картины использовали передовые, на тот момент, технологии - комбинированную съемку, которая по своему уровню превосходила зарубежные аналоги. Именно поэтому "Планета бурь" считается одной из значимых вех не только в отечественной, но и мировой кинофантастике.

Фильм приобрели для проката 28 стран, в том числе, США, где картину переделали в "Путешествие на доисторическую планету". Студия, выпускавшая фильмы ужасов, включила новые эпизоды и полностью стерла из титров упоминание о советских актерах. Так, Жженов значился как Курт Боден. Чуть позже американцы выпустили еще более видоизмененную версию под названием "Путешествие на планету доисторических женщин", в которой от оригинала осталось еще меньше.

Настоящим прорывом стала картина 1967 года "Туманность Андромеды" - экранизация известного романа фантаста Ивана Ефремова. Эту киноутопию оценивали и оценивают до сих пор по-разному - уж слишком много в ней было идеологии. Однако с тем, что это была Настоящая Фантастика, зрелищная, с непривычно звучащими для советского уха именами Эрг Ноор, Веда Конг, Дар Ветер, красивыми героями в блестящих скафандрах и шикарными пейзажами (снимали в Крыму), никто не спорит.

В 1969 году "Туманность Андромеды" получила специальную премию жюри на Международном кинофестивале фантастических фильмов в итальянском Триесте, а спустя 10 лет вышла урезанная с 75 до 68 минут версия, где исчезли упоминания про коммунистическую эру, а актеры были переозвучены.

По сравнению с "Туманностью", "Солярис" Андрея Тарковского (1972 год) оказался настоящим "пришельцем" с другой планеты, а, может и из другой вселенной. Экранизация произведения Станислава Лема с Донатасом Банионисом и Натальей Бондарчук в главных ролях считается мировым киношедевром. Драма Тарковского получила Гран-при Каннского фестиваля.

Музыка Эдуарда Артемьева, который, специально для фильма, переложил хоральную прелюдию Баха, снятые в Токио сцены, "невесомость", которую создавали при помощи двух операторских кранов - на одном помещалась камера, а на другом - актер… Режиссер пошел намного дальше в собственном понимании философского смысла романа, из-за чего Лем оценил его работу негативно и даже обозвал дураком. "Он снял совсем не "Солярис", а "Преступление и наказание", - говорил писатель.

Практически все последующие картины отечественной кинофантастики (в отличие, кстати, от западных фильмов) были, скорее, не зрелищными и развлекательными. Их снимали по принципу русской сказки, которая "ложь, да в ней намек". Дилогия "Москва - Кассиопея" и "Отроки во вселенной" (1973 и 1974 год), несмотря на свое явное предназначение для подростковой аудитории, была пронизана размышлениями о смысле жизни, поиске предназначения, характерными, скорее, для более старшего возраста.

Фильм "Через тернии к звездам" (1980 год) с запоминающейся пронзительной музыкой Алексея Рыбникова поднимал проблемы еще более серьезные. По сути, эта картина была предостережением о том, что может случиться на земле, если не заботиться об экологии или применить ядерное оружие. Авторы даже хотели завершить титры предложением "Все кадры мертвой планеты Десса сняты на Земле сегодня", но Госкино его по понятным причинам не одобрило. Это уточнение появилось лишь в новой версии фильма, которая увидела свет в 2001 году.

Еще один научно-фантастический фильм - "Возвращение с орбиты", где сыграла целая команда звезд - Юозас Будрайтис, Виталий Соломин, Александр Пороховщиков (1983 год) - своеобразный "прародитель" американского блокбастера "Гравитация". Главные герои также попадают на корабле под метеоритный поток, который повреждает обшивку, и спасаются в скафандрах, имеющих запас кислорода на 12 часов. Один из космонавтов, чтобы остановить вращение корабля, выходит в открытый космос и исправляет ситуацию при помощи баллона со сжатым газом.

"Научность" картины была подкреплена съемками в настоящем космосе - на станции "Салют-7" и корабле "Союз Т-9", в Центре подготовки космонавтов и управления полетами. Также в фильм вошли кадры испытаний системы аварийного спасения экипажа корабля "Союз".

Интересно, что спустя два года после выхода "Возвращения с орбиты", произошел похожий случай в реальности. "Салют-7" потеряла связь с Центром управления полетами, и два космонавта, находившиеся на корабле "Союз Т-13", состыковались со станцией в ручном режиме.