В Севастопольском госуниверситете могут закрыть морские специальности

Минтранс России не дал согласие Институту кораблестроения и морского транспорта Севастопольского госуниверситета на обучение студентов по трем морским специальностям. В результате вуз оказался под угрозой закрытия. Университет перед выбором: устранить за лето все недостатки и получить разрешение либо перевести студентов в другие вузы.

- Из 102 специальностей СевГУ только эти три требуют согласования в Министерстве транспорта РФ, - рассказывает ректор университета Валерий Кошкин. - Мы отправили документы на согласование, но в первый раз получили отказ.

Для решения проблемы вузу предложили перевести студентов в севастопольский филиал Государственного морского университета имени Ушакова. Такая перспектива СевГУ не устраивает, ведь морская подготовка одно из старейших направлений деятельности университета, а также серьезный источник дохода.

- Обучение морским специальностям проводилось с момента создания технического университета в Севастополе, - говорит Кошкин. - Закрытие Института кораблестроения и морского транспорта СевГУ может привести к вынужденному отчислению 2200 студентов и увольнению 350 сотрудников, что ставит под угрозу экономическую возможность существования всего университета.

Камнем преткновения стала подготовка экипажей морских судов - судоводителей, судомехаников и электромехаников. В Минтрансе "РГ" сообщили, что СевГУ прислал заявление о наделении полномочиями по подготовке членов экипажей морских судов 30 апреля. При этом университет не предоставил несколько документов, требующихся согласно Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (Конвенции ПДНВ).

- СевГУ не подал сведения об объектах, на которых ранее проводил работы в заявленной области, а также документы, подтверждающие наличие системы повышения квалификации и совершенствования знаний персонала, - сообщил начальник отдела пресс-службы и информации Минтранса РФ Тимур Хикматов.

Также в Минтрансе установили, что не все тренажеры СевГУ освидетельствованы Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлотом). Кроме этого, документы вуза по системе менеджмента качества и договоры с судоходными компаниями о прохождении практики не соответствуют требованиям Конвенции ПДНВ.

- 20 мая минтранс вернул заявление университета в связи с предоставлением неполного пакета документов, - добавил Хикматов. - Повторно заявление от Севастопольского госуниверситета не поступало.

В СевГУ считают, что отказ министерства носил формальный характер, но все недочеты сейчас устраняют в срочном порядке, чтобы не сорвать вступительную кампанию.

- Наш вуз неоднократно успешно проходил независимые международные аудиты, например, Морской администрации Дании и Европейского агентства по морской безопасности (ЕМСА), а также входил в перечень признанных учебных заведений Международной морской организации, - сообщила директор Института кораблестроения и морского транспорта СевГУ Вероника Душко. - Мы надеялись, что, вернувшись в Россию, наш вуз сможет полноценно влиться в российскую систему подготовки морских кадров. Однако с нами даже не посоветовались, не разобрались в ситуации, а вместо этого предлагают разрушить сложившуюся систему подготовки морских специалистов.

По словам ректора СевГУ, на модернизацию учебной базы института потратят 60 миллионов рублей. Деньги пойдут на покупку новых тренажеров и обновление имеющегося оборудования. Половина средств будет выделена уже в 2015-2016 годах, а вторая часть - с 2017-го. Тренажерный центр, получив свидетельство минтранса, возобновит подготовку по специальностям "вахтенный матрос", "моторист" и "судовой электрик", без которых студенты не смогут проходить плавательную практику.

С организацией практики также возникли сложности. Учебные свидетельства и дипломы, выданные в 2014 году центром подготовки и аттестации плавсостава СевГУ, не признавались российскими портами. Тем не менее руководство вуза договорилось с отечественными судоходными компаниями и предприятиями морской отрасли, на которых уже этим летом студенты смогут пройти практику. Партнерами учебного заведения стали "Черноморнефтегаз", "Океанрыбфлот", "Примрыбснаб", "Севморзавод", завод "Залив", крюинговые агентства "Бризе Крюинг Крым", "Си-фактор", "Трансконтракт", "Шакуда-инвест", "АФК Юниверсал консалтинг". Кроме этого, университет ведет переговоры о сотрудничестве с Черноморским флотом, а городские власти передают СевГУ учебно-тренажерное судно "Жуковский".

Стремясь сохранить морские специальности, университет заручился поддержкой городских властей. Заксобрание Севастополя в конце мая обратилось к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с просьбой разрешить ситуацию.

"Подготовка специалистов для морской отрасли является приоритетной для экономики Севастополя, входит в программу стратегического развития города, - сказано в обращении. - Разрушение системы подготовки морских специалистов в Севастопольском государственном университете приведет к резкому ухудшению экономического положения и социального развития города, к возникновению неблагоприятной ситуации на рынке труда".

Пока готовилась статья, СевГУ собрал необходимые документы и повторно отправил их на согласование в минтранс.

Мнения

Сергей Меняйло, губернатор Севастополя:

- Севастополь - морской город, поэтому обучение плавсостава очень важно. Кафедры подготовки судоводителей и судомехаников обязательно должны быть в нашем городе. Нужно приложить все усилия, чтобы министерство транспорта изменило свое решение и Севастополь стал флагманом подготовки профессионалов морского дела.

Дмитрий Ливанов, министр образования и науки России:

- Сейчас ведем диалог с коллегами из министерства транспорта, и я уверен, что СевГУ получит необходимое согласование. Все выпускники университета по направлениям, связанным с морским делом, получат дипломы государственного образца и международные сертификаты моряков. Эту проблему урегулируем в течение двух-трех недель.

Справка "РГ"

В Институте кораблестроения и морского транспорта СевГУ сегодня обучаются 2200 человек, или четверть всех студентов госуниверситета. В вузе функционируют 40 учебных лабораторий с судовым оборудованием и компьютерными тренажерами, а преподавательский состав превышает 100 человек. В апреле 2015 года СевГУ получил аккредитацию Рособрнадзора на обучение по 102 специальностям, в том числе трем морским: судовождение, эксплуатация судовых энергетических установок, эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.