А доставят габаритный груз на шестой континент российские суда и авиация. Механизм доставки, стоимость и другие подробности этой акции обсуждали на днях в Минске руководители Белорусской НАН и российского Института Арктики и Антарктики.
Одним из главных вопросов, конечно, является стоимость доставки ценного груза в отдаленный и не самый гостеприимный уголок Земли. Все логистическое обеспечение белорусских полярников до сих пор осуществлялось благодаря помощи российских коллег. Имеются в виду участники экспедиции и относительно небольшие грузы. Однако сейчас речь идет о совершенно других процессах, отметил заместитель директора российского Института Арктики и Антарктики, начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин:
- У нас есть тариф на доставку морем из Санкт-Петербурга в Кейптаун аналогичного по размерам стандартного 20-футового контейнера. Этот тариф соответствует международным требованиям для линейных судов. При перевозке в Антарктику и выполнении разгрузки тариф увеличивается.
- Мы рассматриваем сейчас результаты работы завершившейся антарктической экспедиции и готовимся к следующей, - заявил в свою очередь председатель президиума НАНБ Владимир Гусаков. - Чтобы прочно закрепиться на шестом континенте, модули новой станции обязательно повезем. Не думаю, что цена вопроса будет очень высока. Она удовлетворительная, подъемная даже для бюджета Академии наук.
Точную стоимость перевозки, однако, журналистам никто не назвал. Слишком много в ней составляющих, отметил руководитель белорусской антарктической экспедиции Алексей Гайдашов. Ведь везти груз придется сначала на корабле, потом воздушным и наземным транспортом. Неизвестно, какая при этом будет погода, ледовая обстановка. Вряд ли, однако, стоит сомневаться в том, что стоимость транспортировки будет формироваться таким образом, чтобы в первую очередь компенсировать затраты, а не извлекать коммерческую прибыль. Ведь сотрудничество Беларуси и России в исследовании тайн Антарктики строится на межправительственном соглашении, подписанном на самом высоком уровне. Алексей Гайдашов поясняет:
- Российская делегация прибыла выслушать наше мнение, чтобы на этой основе найти компромисс. Это касается и взаимодействия в международной сфере. Имею в виду взаимную поддержку, и в первую очередь со стороны России, на международных форумах, где принимаются решения, касающиеся настоящего и будущего Антарктики. Это дорогого стоит. Во многом благодаря этому Беларусь имеет одобрение мирового антарктического сообщества на строительство антарктической станции. Решающую роль при этом сыграла помощь России при составлении оценки воздействия станции на окружающую среду.
А незадолго до этой встречи журналистов пригласили в небольшой городок Смолевичи рядом с Минском на ознакомление с только что построенными секциями первого белорусского антарктического жилища. Три таких секции-контейнера способны обеспечить минимум удобств для проживания и проведения исследований при самых лютых морозах и ураганном ветре. Они составят первый модуль станции, считает Алексей Гайдашов, и доставлять на гору Вечерняя их следует одновременно. Но это будет только начало. В течение примерно 5 лет предполагается изготовить и доставить в Антарктику 8-10 подобных модулей. Это строительство станет ключевым звеном концепции недавно разработанной и находящейся сейчас на согласовании в заинтересованных министерствах и ведомствах новой национальной программы антарктических исследований, рассчитанной на 2016-2020 годы и на период до 2025 года. К 1 сентября она должна быть передана на рассмотрение и утверждение белорусского Правительства.
- Вследствие затрат на изготовление и доставку в Антарктику модулей национальной исследовательской станции, а также необходимости включить в состав экспедиции технического специалиста и врача финансирование белорусской антарктической программы предполагается увеличить в 2,5-3 раза, - подчеркнул Алексей Гайдашов. - Кроме того, на 1-2 человека будет увеличен штат Центра полярных исследований НАН Беларуси, поскольку резко возрос объем международных контактов.
Досье "СОЮЗа"
Все эти перемены вполне могут стать реальностью уже в 2016 году. Белорусские полярники будут работать неподалеку от 61-й российской антарктической экспедиции, базирующейся в 27 километрах от горы Вечерняя на станции Молодежная.